2023-10-26 09:00 |
Поток работников, выставленных работодателями в неоплачиваемый отпуск, стремительно растет, заставляя вспомнить кризис, вызванный пандемией коронавируса. Помнят его и в министерстве финансов, а потому сразу заявили, что нынешний кризис не имеет с тем ничего общего и государство не намерено щедро платить потерявшим работу наемным работникам. Основное различие состоит в том, что во время коронавируса государство требовало закрыть предприятия, а сегодня, наоборот, заинтересовано в том, чтобы все, кто не подвергается опасности, продолжали работать в обычном режиме.
Во время пандемии коронавируса государство предложило достаточно щедрую финансовую поддержку отправленным в неоплачиваемый отпуск работникам. Что было логично, так как во время пандемии работники были лишены возможности искать другую работу. Сегодня же ситуация иная и в министерстве финансов указывают на дефицит рабочих рук, что позволяет любому отправленному в неоплачиваемый отпуск работнику уволиться и найти другую, возможно даже более высокооплачиваемую работу. Тем же, кто не желает увольняться, придется довольствоваться скудным пособием по безработице.
Работодателям, которые столкнулись с резким падением выручки, с одной стороны, намного проще отправить работников в неоплачиваемый отпуск, сократив расходы на выплаты зарплаты. Но, с другой стороны, как показал опыт кризиса во время пандемии коронавируса, многие опытные работники могут не вернуться, что заставит заново набирать и учить персонал.
А потому работодатели предлагают министерству финансов задействовать немецкую модель сокращенного рабочего времени. Эта модель поддержки работодателей рассматривалась в августе 2021 года, когда на повестке дня стояло возможное закрытие экономики из-за четвертой волны эпидемии коронавируса. Министерство финансов во главе с Авигдором Либерманом было не готово вновь выплачивать пособия по безработице всем работникам, которых работодатели отправят в неоплачиваемый отпуск, и потому рассматривались возможные альтернативы поддержки работодателей. Одна из них — это немецкая модель сокращенного рабочего времени.
Что предлагает немецкая модель?
Работодатель, чей бизнес пострадал от эпидемии, не отправляет сотрудника в неоплачиваемый отпуск и не увольняет его – а сокращает ему рабочее время – в зависимости от потребностей бизнеса. Это временное сокращение: оно действует на период кризиса.
Работник получает полную зарплату за то время, которое он фактически отрабатывает. Что касается сокращенного рабочего времени – за него сотрудник получает частичную оплату – ее работодателю компенсирует государство.
В 2021 году предлагалось компенсировать 70 процентов сокращенного рабочего времени. Наниматель выплачивает эту сумму работнику – а потом государство ее возвращает работодателю.
К примеру, сотрудник работает на полную ставку и зарабатывает 10 тысяч шекелей брутто в месяц. Во время кризиса наниматель сокращает его рабочее время до 70 процентов от полного рабочего дня. За месяц работник получит зарплату 7 тысяч шекелей плюс 70 процентов от оплаты за сокращенное время – 1791 шекель. Таким образом его зарплата составит 8791 шекель.
По сути, государство частично берет на себя выплату зарплат работникам на тот период, когда бизнес из-за кризиса сам не в состоянии это сделать. При этом решаются две важные задачи. Во-первых, предприятие может избежать массовых увольнений, после которых потом сложно будет набрать сотрудников обратно. Во-вторых, сотрудникам помогают сохранить доходы на приемлемом уровне.
Минфин сомневается
Естественно, модель не идеальна. У министерства финансов есть исследования, которые показывают, что модель гибкой заработной платы увеличила количество отправленных в неоплачиваемый отпуск работников в странах, где она применялась. Согласно выводам, предприятия, которые были полностью закрыты, в любом случае отправили работников в неоплачиваемый отпуск, но при этом многие работники были отправлены в неоплачиваемый отпуск и на предприятиях, которые продолжали работать.
Кроме того, в министерстве финансов опасаются махинаций со стороны работодателей, так как государство не в состоянии проверить, на сколько действительно сокращено рабочее время каждого работника.
Предприниматели не опровергают тот факт, что кто-то может использовать данную ситуацию для махинаций, но отмечают, что такие люди есть и будут всегда. Введение же немецкой модели на непродолжительное время, как-то рекомендует Международный валютный фонд, позволит предприятиям сохранить работников и вернуться к полноценной работе сразу же после окончания кризиса (войны в данном случае). Что, естественно, позволит экономике восстановиться в кратчайшие сроки.
Юрий Легков, «Детали». Фото: Pixabay
The post Минфин опасается, что немецкая модель помощи предпринимателям натолкнется на еврейское стремление заработать побольше appeared first on НЭП.
источник »