2018-6-23 11:48 |
«Пособия по безработице у нас – до боли низкие. Они не позволяют найти подходящую работу и реализовать свой потенциал» — заявила управляющая Банка Израиля Карнит Флюг на конференции, организованной центром «Махон Аарон».
Она права. Да и условия получения пособий в Израиле — чуть ли не самые жесткие среди развитых стран. Но, с другой стороны, уровень безработицы в Израиле – минимальный за всю историю страны (3,9 процента в апреле 2018 года). Специалисты считают, что страна переживает состояние полной занятости. Так почему же именно сейчас Флюг призывает повысить пособия по безработице?
Скупой платит дважды
На первый взгляд, если безработных мало и они быстро находят работу, то низкие пособия для них – не проблема. Тем не менее, эксперты утверждают, что такие рассуждения ошибочны и нынешний уровень пособий не обеспечивает потерявшим работу приемлемой защиты.
Один из ведущих израильских специалистов по социальному обеспечению, профессор Джони Галь из Еврейского университета, напоминает: наемные работники делают взносы в «Битуах леуми», чтобы потом, лишившись работы, иметь возможность спокойно искать новую и подходящую.
«Это нужно не только самому безработному, но и государству. Это выгодно — предоставить каждому возможность найти работу, отвечающую его запросам и способностям», — объясняет Галь. По его словам, низкая безработица – не повод забывать о пособиях оставшимся без работы. Напротив – это возможность подправить систему и размеры пособий, потому что сейчас коррекция обойдется сравнительно дешево.
«Кто ищет, тот всегда найдет»
В Министерстве финансов без особой симпатии относятся к призывам Банка Израиля увеличить пособия на социальные нужды. Похоже, что этот вопрос не стоит на повестке для Минфина, во всяком случае – не считается первоочередной задачей. В министерстве утверждают, что сегодня работу найти легко всем — людям с любым уровнем образования и почти с любыми способностями. Потому что сегодня работодатели ищут работников, а не наоборот.
Минфин сейчас предпочитает инвестировать в повышение производительности труда и в улучшении деловой атмосферы в Израиле, и опасается, что щедрые пособия по безработице снизят мотивацию к поискам работы.
Сколько стоят безработные?
В 2016 году Служба национального страхования потратила на пособия по безработице 3,1 млрд. шекелей. Немало — но, с другой стороны, это лишь 4 процента по сравнению с пенсионными выплатами. В указанную сумму входят и 143 млн. шекелей на подарки демобилизованным военнослужащим, занятым на «приоритетных работах».
В 2015 и 2016 годах суммы отчислений «Битуах леуми» на пособия по безработице снизились, соответственно, на 1,4 процента и 2,3 процента. Но годом раньше, в 2014-м, отчисления были выше на 2,9 процента, а еще двумя годами раньше – почти на 10 процентов выше. Рост выплат объясняется увеличением зарплат (а значит, и размеров пособий), а также тем, что в условиях высокой занятости многие уволенные набрали стаж, необходимый для получения пособия.
В 2016 году пособия по безработице ежемесячно получали, в среднем, 66 тысяч человек. В еврейском секторе, как было и в предыдущие годы, женщины получают пособия чаще, чем мужчины – соответственно, 37 и 29 тысяч человек. В арабском секторе ситуация обратная.
Кому в ОЭСР жить хорошо
В отчете Банка Израиля за 2017 год утверждается, что у безработных в Израиле значительно меньше прав, чем у их товарищей по несчастью в странах-членах ОЭСР. Это относится и к размерам пособий, и к длительности периода их выплаты, и к критериям предоставления — например, рабочему стажу. В Израиле необходимо проработать 12 месяцев в течение полутора лет, предшествовавших безработице, а во Франции, например, только 4 месяца из 36.
В ОЭСР неженатый и бездетный безработный сохранит почти 90 процентов своих доходов, если он получал среднюю зарплату. В Израиле же тот, кто получал в полтора раза больше средней зарплаты, сохранит лишь 66 процентов своих заработков. Да и платят у нас пособие недолго: максимум 175 дней. В Греции, к примеру, пособие по безработице выплачивают на протяжении года, в Норвегии – два года, в Голландии – более трех лет.
Евгений Весник, «Детали». Фото:Эмиль Сальман