2018-3-20 09:07 |
Нет смысла спорить о том, есть ли реальная необходимость в покупке квартиры, и насколько это полезно для молодой семьи взваливать на себя ипотеку и тащить ее по жизни лет 25-30. Нет смысла спорить, потому что все другие варианты значительно хуже. Социального жилья в Израиле не хватает даже для самых нуждающихся, а учитывая тот факт, что право на его получение имеют как минимум 160 тысяч семей, получающих помощь в выплате арендной платы от министерства строительства, то можно смело предположить, что о социальном жилье для молодых пар можно и не мечтать. Проекты долгосрочной аренды появились, но учитывая тот факт, что каждый год как минимум 10 тысяч молодых пар присоединяются к армии арендаторов — об этой возможности тоже пока можно только мечтать. Да и размер арендной платы даже в этих проектах лишь незначительно уступает ежемесячной выплате ипотеки (если вообще уступает). На свободном же рынке над головой постоянно висит вероятность того, что хозяин решит поднять арендную плату или продать квартиру, что может потребовать очередного переезда: новая квартира, новые школы, новые детские сады. Еще та головная боль. Кроме всех неудобств в голове все время крутится мысль о необходимости оставить наследство детям, чтобы поддержать их в жизни, а также посещают невеселые мысли о старости в съемном жилье. Так что кто бы что не говорил и какие бы аргументы не приводил — квартиру покупать надо.
Растущая цена квартиры также является аргументом. Никто не предполагал в 2007 году, что мы стоим накануне 11-летней волны роста цен. Напомню, что с конца 90-х и примерно по 2007 год цены на жильё в Израиле несколько опускались и объяснялось это как резким падением спроса ввиду отсутствия новых репатриантов, так и отсутствием интереса к покупке жилья со стороны коренных израильтян. В то время учётная ставка в среднем превышала 10% и все, что интересовало имеющих деньги людей — это депозиты и сберегательные программы. Действительно, имея в банке миллион шекелей, можно было без всякого риска получать в год сто тысяч шекелей. Кому-то нужно было покупать квартиру? Не нужно было. И пока процент у нас держался, в отличие от мировых тенденций, никто квартиры в качестве инвестиции не рассматривал. К 2007 году все изменилось, а так как с нулевой учетной ставкой мы столкнулись впервые, то никто и не задумался о возможных последствиях, которыми и стал 11-летний рост цен. Естественно, законы экономики еще никто не отменял и потому, как только исчезнут причины, породившие это цунами, остановится и рост цен. Другими словами, рост стоимости кредитов вкупе с появлением солидных альтернативных инвестиций заставят инвесторов покинуть рынок жилья, а тех, кто планирует улучшение жилищных условий, подходить к этому процессу более осторожно и обдуманно. Конечно же, важный вклад в остановку роста цен должно внести и государство в виде массивного строительства, призванного увеличить предложение настолько сильно, что инициатива на рынке перейдет из рук продавцов в руки покупателей.
Моше Кахлон, министр финансов, которого остановка роста цен абсолютно не устраивает, решил, что подобная революционная ситуация на рынке жилья уже возникла, так как по имеющимся у него сведениям на руках у подрядчиков ждут своей продажи 50 тысяч квартир, на которые нет спроса. На рынке тут же задались вопросом откуда у министра финансов подобная информация, ведь Центральное статистическое бюро прекратило публиковать данный показатель еще в конце 2016 года по следам обнаруженных неточностей в данных, предоставленных министерством строительства. Ответ на вопрос об источнике данных получить не удалось, но ЦСБ как раз возобновило публикацию данных и сразу выяснилось, что у частных подрядчиков на продажу выставлено не более 23 тысяч единиц жилья, а вместе с госпроектами количество не превышает 30 тысяч. И более того, оно падает примерно на 0,5% в месяц. То есть при всем желании сложно сказать, что рынок забит новыми квартирами, ждущими своих покупателей.
Нет никаких сомнений в том, что на определенном этапе и при возникновении необходимых условий рост цен остановится и будет место для поправки. Пока же эти условия отсутствуют и министерство финансов создает искусственное давление на рынок, в надежде на то, что и этого будет достаточно для смены тенденции. Данные ЦСБ о том, что индекс цен на жилье снизился в очередной, уже четвертый раз подряд, указывают на то, что давление Минфина приносит результаты. Пусть пока и незначительные — за 4 месяца цены снизились на 2%, но подобного не происходило с 2007 года.
Что будет дальше? Ситуация сложная. Судя по всему, в 2017 году вместо начала строительства 60 тысяч квартир было начато строительство менее чем 50 тысяч, чего недостаточно даже для удовлетворения текущего спроса. Инфляции нет и на горизонте, значит и роста учетной ставки, которая приведет к росту стоимости кредитов, ждать пока не приходится. На дворе предвыборная пора и министерства финансов и строительства уделяют намного больше внимания публикуемой статистике, нежели реальному положению вещей. Китайские строители тоже пока не заполонили израильские стройки. Поэтому сказать однозначно, что же будет дальше, могут только в министерстве финансов (дальнейшее снижение цен, естественно).
P.s. Так почему, несмотря на все усилия Минфина, растущая цена по-прежнему является аргументом? По оценкам ЦСБ, к 2034 году население Израиля вырастет до 11 миллионов человек (в среднем), а к 2059 году — до 16 миллионов. А страна у нас маленькая, даже если к тому времени правительство все же и начнет развивать периферию.
Юрий Легков, НЭП
источник »