2018-10-13 07:10 |
Этого человека, кроме узкого круга экономистов, не знает почти никто. Между тем, именно он скорее всего, станет новым управляющим Банка Израиля и, если не случится ничего непредвиденного, пробудет на этом посту не менее пяти лет.
В «Википедии» о нем небольшая статья, только на иврите и английском, с краткими данными об академической карьере. Фотографии нет. В СМИ из раза в раз публикуется одна и та же фотография, предоставленная Пенсильванским университетом. Именно там, в Уортонской школе бизнесе при Пенсильванском университете, Амир Ярон работает уже более 20 лет.
Больше 70% выпускников этой школы делают карьеру в финансовой индустрии. Среди выпускников – множество известных финансистов и предпринимателей: от Нассима Талеба до Дональда Трампа, от Уоррена Баффета до Илона Маска. А вот про профессора Амира Ярона, который много лет работает в этом престижном учреждении, повторим, знает лишь узкий круг экономистов. Высоко его оценивающих, кстати говоря.
Он родился в Израиле в 1964 году, жил в Рамат-Гане и в Рамат ха-Шароне, военную службу проходил в финансовом подразделении ЦАХАЛа. Закончил с отличием, Тель-Авивский университет, получив вторую академическую степень по экономике. Потом уехал в США и сделал докторат в Чикагском университете. С 1997 года работает в Пенсильванском университете. Специализируется на моделях оценки активов, на инвестициях и на международных финансовых рынках. Периодически бывает в Израиле, участвует в работе Междисциплинарного центра в Герцлии.
Так почему же выбор главы Банка Израиля пал именно на него? Но, с другой стороны — почему бы и нет?
«Нет» — потому что, насколько известно, профессор Ярон очень далек от проблем израильской экономики. Так утверждают недоброжелатели, считающие, что на должность управляющего Банком Израиля без особых причин не следовало назначать «варяга». Возможно, отчасти это чем-то сродни досаде читателя детективов Агаты Кристи, в которых до самого конца так и не известно, кто убийца: ведь до самого последнего момента было неизвестно, кто именно сменит Карнит Флуг на посту управляющего израильским центробанком. Сама Флуг тоже, кстати говоря, выказывала недоумение по поводу Ярона.
Недовольные новым назначением указывают на то, что Амир Ярон долгие годы провел в «башне из слоновой кости», занимаясь чисто академическими проблемами, разрабатывая умозрительные модели, а в происходящем в реальном мире участия не принимал.
А что говорят доброжелатели, те, кто приветствует новое назначение? Большинство их, кстати, говоря — его коллеги по совместной работе в Герцлийском дисциплинарном центре. Они дружно подчеркивают очень высокий уровень его академических исследований. Разумеется, напоминают они и предыдущего «варяга» — Стенли Фишера, успешно руководившего Банком Израиля на протяжении нескольких кризисных лет (впрочем, и его действия подвергались критике). И, конечно, обязательно приводится еще один довод: Амир Ярон далек от израильской политики, он никому и ничего не должен, а потому сможет принимать решения, исходя лишь из экономической целесообразности, а не под давлением интересантов и популистов.
Насколько все это важно для простого смертного? Может быть, управляющий центробанком – свадебный генерал, и кому какое дело, в каких битвах он принимал участие, если воевал вообще?
Это не совсем так. Амиру Ярона уже в самое ближайшее время предстоит изменить политику Банка Израиля, а именно – приступить к последовательному повышению учетной ставки. У него, практически, нет выхода. Ставка начала снижаться более семи лет назад, и уже три с половиной года находится на почти нулевом уровне. Далее так продолжаться не может, все это хорошо знают. А последовательное повышение ставки самым решительным образом отразится на экономических реалиях. Одним из последствий этого процесса станет последовательное удорожание ипотечных ссуд. Амиру Ярону уготована завидная роль – ему предстоит стать тем человеком, который снизит цены на квартиры.
Нетаниягу подобен фокуснику, вынувшему из шляпы кролика. Вот только окажется ли этот кролик белым и пушистым? Будет ли Амир Ярон послушно следовать политике, проводимой правительством, или окажется еще одним боевым управляющим? Таким, как уходящая в отставку Карнит Флуг, так и не нашедшая общего языка с министром финансов Моше Кахлоном?
Вскоре узнаем.
Александр Дубинский, «Детали». Фотография — Dafna Avra, FreeImages.com