2023-12-19 09:00 |
В Красном море может развернуться новая, отдельная война, не зависящая от событий в Газе. Война коалиции во главе с США и Израилем против йеменских хуситов.
Проиранские повстанцы-хуситы, по сути, уже начали свою войну – пиратскую войну против мирового судоходства. Вначале они грозили нападать только израильские корабли в Красном море. Затем – стали атаковать суда, не связанные с Израилем, но следующие в израильские порты.
И наконец, сегодня, 18 декабря, они атаковали два судна, следовавшие из Саудовской Аравии и не имеющие никакого отношения к Израилю.
Это уже не первый случай, когда они атакуют корабли, идущие из саудовских портов. Вероятно, конфликт в Красном море расширяется – и есть возможность перерастания его в отдельную войну.
Один атакованных сегодня кораблей, контейнеровоз MSC Clara, шел из порта короля Абдаллы (Саудовская Аравия) в Абу-Даби (ОАЭ). Владелец корабля – итальянская судоходная компания MSC. К контейнеровозу приблизился катер с боевиками-хуситами, обстрелял его и вернулся к берегу.
Второе атакованное судно - норвежский танкер Swan Atlantic перевозящий нефть и химикаты. Он шел из Саудовской Аравии в порт Реюньон во Франции и был обстрелян ракетами из Йемена. Танкер послал сигнал SOS. К нему на выручку пришел американский эсминец USS Carney.
Именно на США в данный момент надеются европейские – и часть ближневосточных стран, соседей Израиля. Атаки хуситов перекрывают им важнейший торговый морской путь с востока на запад, через Суэцкий канал в Средиземное море.
Они надеются, что США объявит войну хуситам – и Белый дом уже заявлял, что рассматривает такой шаг. Одновременно арабские СМИ сообщили о том, что американская авианосная группа во главе с авианосцем «Дуайт Эйзенхауэр» переместилась из Персидского залива к ближе йеменским берегам.
Фото: Wikipedia
Издание The War Zone даже сообщило со ссылкой на представителя Пентагона, что США уже планируют операцию против хуситов, и даже придумали для нее название - «Страж процветания» (Prosperity Guardian). По данным журналистов, якобы именно эту операцию - и многонациональную коалицию против хуситов - обсуждает министр обороны США Ллойд Остин в своем текущем ближневосточном турне. Сегодня, 18 декабря, Остин посетил Израиль. Но пока (по состоянию на вечер 18 декабря) он не объявил о начале операции против хуситов. И нет никаких официальных подтверждений того, что локальная "война" в Красном море планируется или вот-вот начнется.
Что-то пошло не так
Раньше хуситов рассматривали как «второстепенное явление». Считалось, что против них достаточно тактических мер – таких как локальные удары по местам запуска ракет, или экономические санкции против их пособников за пределами Йемена.
Но в последние недели стало понятно, что этого недостаточно.
Присутствие американских эсминцев и израильских кораблей в Красном море, а также отправка в этот район французского военного корабля не заставили хуситов и глазом моргнуть.
США вместе с Израилем пытаются собрать международную коалицию, которая действовала бы в Красном море, чтобы обеспечить свободное судоходство. Но есть большой вопрос, присоединятся ли к ней даже самые заинтересованные в этом страны региона – Египет и Саудовская Аравия.
И хочется, и колется?
Египет – главный «пострадавший» на сегодняшний день от войны хуситов «против Израиля». По одной очень простой причине: эта страна владеет Суэцким каналом и получает деньги за проход по нему кораблей.
Суэцкий канал в 2022-2023 годах принес Египту по 9,5 миллиарда долларов в год. Из-за хуситов Каир может потерять большую часть своих доходов от канала – и это на фоне уже существующего экономического кризиса в стране.
В 2015 году, когда Саудовская Аравия начала войну против хуситов, Египет одним из первых присоединился к ее коалиции, в которую входили также ОАЭ, Бахрейн и Судан. Но сейчас Каир колеблется..
Для Египта присоединение к коалиции против хуситов несовместимо с его стремлением продемонстраировать сочувствие палестинцам в Газе. Египет также пытается быть посредником между ХАМАСом и Израилем.
ОАЭ, еще один бывший партнер Саудовской Аравии в войне против хуситов, в конце 2019 года ушли с арены. С тех пор, после подписания нескольких соглашений о сотрудничестве с Ираном, Эмираты свободны от угрозы со стороны хуситов.
Позже, в августе 2022 года, Абу-Даби вновь открыл свое посольство в Тегеране, став самым важным торговым партнером Ирана на Ближнем Востоке. Этому, кстати, не помешала нормализация отношений с Израилем.
Сами саудовцы до сегодняшнего дня тоже не очень хотели присоединяться к американской коалиции. Им не хотелось снова стать мишенью для хуситских дронов и ракет. В апреле 2022 года между двумя странами было заключено перемирие что дало саудовцам длительный период затишья.
Сейчас Саудовская Аравия заканчивает подготовку проекта нового мирного соглашения с хуситами. Остается под вопросом, изменят ли ее вектор действий атаки на суда, вышедшие из ее портов. Ведь одновременно в Эр-Рияде пытаются сохранить и даже развить отношения с Ираном. Об этом, например, заявил недавно заместитель министра иностранных дел Саудовской Аравии на трехсторонней встрече в Пекине, в которой участвовали его коллеги из Ирана и Китая.
В общем, отношения между США, странами Персидского залива и Египтом, главными «пострадавшими» от действий хуситов – это сложная «паутина интересов». Но в ней есть еще один важнейший игрок – Иран.
Что говорят в Тегеране?
Министр обороны Ирана Мохаммад Реза Аштиани заявил 15 декабря, что, если международная коалиция по борьбе с хуситами начнет действовать в районе, где «Иран имеет превосходство», ей придется столкнуться с «большими проблемами».
Аштиани не объяснил, в чем заключаются эти «большие проблемы» и что Иран может сделать, чтобы торпедировать подобную коалицию. И тем не менее, это важное заявление.
До сих пор Иран старался изображать из себя стороннего наблюдателя, в военном отношении не вовлеченного в события в Газе, Ливане и Йемене и якобы лишь выражающего "поддержку сопротивлению" на дипломатическом уровне.
Но в заявлении Аштиани Иран впервые определяется как непосредственный участник противостояния, а Красное море названо не более не менее как иранской «сферой влияния».
Этв "заявка" может иметь далеко идущие последствия на другой нестабильной арене - в Персидском заливе. То, как США и их союзники отреагируют на угрозу со стороны хуситов в Красном море, должно послать Ирану недвусмысленный сигнал о том, как они будут действовать и с другой стороны Аравийского полуострова – в Ормузском проливе.
Ормузский пролив соединяет Персидский залив с внешней частью Аравийского моря. Одну его сторону контролируют ОАЭ, другую – Иран. Это еще одно «бутылочное горлышко», почти такое же узкое, как Баб-эль-Мандебский пролив, вход в Красное море, где бесчинствуют хуситы.
В октябре 2023 года консервативный депутат парламента Ирана Хасан Норузи пригрозил, что если США вмешаются в войну в Газе, то «силы сопротивления на Ближнем Востоке способны ответить. Для нас также не исключено закрытие Ормузского пролива. Если США окажут прямую помощь Израилю, мы закроем проливы».
Иран уже не в первый раз угрожает свободе прохода через Персидский залив, но до сих пор это было направлено на прямые американские операции против Ирана. Теперь же эти угрозы связаны с Израилем, войной в Газе и хуситами. Возможно, именно они побудят коалицию действовать.
По материалу «ХаАрец». USS Carney Wikipedia public domain
The post В Красном море может разразиться отдельная, новая война appeared first on НЭП.
источник »