2018-10-4 14:14 |
Судьи и религиозные судьи (даяны) — это две категории госслужащих, получающих самые большие пенсии в Израиле. Так, например, те из них, кто вышли на пенсию в 2017 году, будут получать до конца жизни около 47 тысяч шекелей в месяц.
Если вам повезло чуть меньше и вы выбрали профессию учителя в средней школе, пенсия ушедших на заслуженный отдых педагогов в том же 2017 году составила всего 7 383 шекеля в месяц. У пенсионеров ЦАХАЛа дела обстоят вдвое лучше — их пенсия составит 14.6 тысяч шекелей.
Очень большие пенсии судей объясняются тем, что они, как правило, выходят на пенсию в достаточно пожилом возрасте, и высокими зарплатами, которые они получали во время своего рабочего стажа. Пенсия судей и даянов, вышедших на пенсию в 2017 году, составляет около 70 процентов от их заработной платы, и это превращает их в самую высокооплачиваемую категорию госсектора.
Эти данные можно найти в финансовых отчетах правительства Израиля, опубликованные государственным казначеем при министерстве финансов, Рони Хизкиягу. Эти отчеты отражают финансовые обязательства государства в отношении так называемых “бюджетных” пенсий, которые продолжают расти, как на дрожжах. Так в 2017 году обязательства государства по бюджетным пенсиям составили 688 млрд. шекелей, по сравнению с 667 млрд. в 2016 году. Эта сумма включает в себя обязательства в размере 430 млрд. шекелей для людей, которые уже вышли на пенсию, и еще 258 млрд. шекелей для все еще работающих людей за уже прошедшие годы работы.
Вместе с тем эта сумма не учитывает обязательства для действующих работников с конца 2017 года и до их выхода на пенсию. Если добавить к расчетам и этот пункт, то общая сумма государственных долгов возрастет до 754 млрд. шекелей.
Бюджетные пенсии, в отличии от пенсий накопительных, выплачиваются непосредственно из бюджета организации, в которой работал пенсионер. Бюджетные пенсии были неотъемлемой частью удобных условий работы госслужащих в Израиле до 1999 года, когда начался постепенный перевод сотрудников на накопительные пенсии. В 2001 году полностью прекратилась запись на бюджетные пенсии для принятых на госслужбу. Однако государственные долги по бюджетным пенсиям, как мы видим, продолжают увеличиваться и лежат тяжким бременем на госбюджете.
Названные выше суммы государственного долга по пенсиям не включают в себя и другие довольно существенные статьи расходов — например, так называемые “переходные” пенсии в ЦАХАЛе и других оборонных организациях. Эти пенсии выплачиваются сверхсрочникам с момента, когда они покидают армейскую службу (иногда это происходит в возрасте 40 с лишним лет), и до достижения ими реального пенсионного возраста (67 лет для мужчин).
Государственный казначей отмечает, что размеры этой статьи расходов трудно подсчитать, из-за изменений, внесенных в порядок предоставления переходных пенсий в 2015 году, в рамках соглашения Кахлона-Яалона.
Ави Ваксман, TheMarker. И.М. Фото: Томер Аппельбаум