2019-8-13 10:16 |
Государственный контролер Матаньяху Энгельман объявил, что действующая при его ведомств комиссия по разрешениям претерпела «революционные изменения». Это весьма симптоматично, ведь именно эта комиссия играет решающую роль в рассмотрении конфликта интересов. Недавно, например, она отказала премьер-министру Израиля в возможности получить деньги от близких ему людей для оплаты услуг адвокатов по его делу.
В комиссии, которая ранее состояла из трех отставных судей, теперь будут заседать восемь человек. Госконтролер решил помимо юристов ввести в эту структуру и представителей общественности. Причем некоторые из них в недалеком прошлом были известны своей активностью в правых партиях.
Возглавят комиссию судьи в отставке Нехама Мониц и Сара Фриш; кроме них, в нее включены бывший гендиректор министерства финансов Шмуэль Славин; генеральный директор общественной организации «Яхдав» доктор Эстер Луцатто, возглавляющая также патентное ведомство; экс-гендиректор министерства связи Эден Барталь, бывший гендиректор университета Тель-Авива Мордехай Коэн; раввин, доктор Шарон Шалом, возглавляющий кафедру изучения эфиопского еврейства в одном из академических центров; а также представитель Совета по высшему образованию Исраэль Тик.
Многие люди из нового состава комиссии замечены в связях с различными правительственными чиновниками, или тем или иным образом выражали им свою поддержку. Например, судья Сара Фриш, которая ушла на пенсию в 1994 году, руководит частной юридической компанией, представляя во многих случаях интересы клиентов, подпадающих под систему надзора - к примеру, муниципалитет Петах-Тиквы. Один из адвокатов, работающих в ее офисе – дочь покойного Ури Фараджа, на протяжении многих лет руководившего отделением «Ликуда» в Петах-Тикве.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube"); });В 2015 году компания Сары Фриш без проведения конкурса была выбрана для оказания юридических услуг канцелярии премьер-министра. До того, в 2006 году, Фриш входила в руководство «Еврейского дома», а в последние годы в качестве политического назначенца руководила рядом общественных комиссий. Так, бывший министр образования Нафтали Беннет назначил ее руководителем комиссии, определявшей номинантов на государственную премию Израиля в категории «Дело жизни».
В 2017 году тогдашний министр обороны Авигдор Либерман ввел Фриш в комиссию, отвечавшую за назначение руководителя армейской радиостанции – «Галей ЦАХАЛ». А годом раньше она возглавила комиссию, изучавшую механизм телевещания канала Кнессета. Нехама Мониц, которая ушла в отставку с поста судьи окружного суда в Нацрате, недавно получила назначение от министра культуры Мири Регев: Мониц руководит комиссией, устанавливающей стандарты распределения билетов на государственные церемонии.
Шмуэль Славин в 2006 году выдвигался кандидатом в Кнессет от партии «Ликуд»; в 2009 году он занимал должность главы избирательного штаба «Ликуда», а затем был назначен на должность генерального директора канцелярии премьер-министра (в бытность Нетаниягу, разумеется).
Эстер Луцатто в последний день предыдущих выборов разместила на своей странице в Фейсбуке призыв голосовать за «Ликуд». «Я поддерживаю «Ликуд» и премьер-министра Биньямина Нетаниягу, в знак признательности и благодаря желанию укрепить мужество и жар души главы правительства в эти дни, когда он успешно управляет государственным кораблем, держащим курс в неспокойном море», - написала она. В статье, опубликованной два года назад, Луцатто выступила с осуждением тех, кто устраивал протестные акции возле дома юридического советника правительства, утверждая, что эти люди хотят свергнуть, во что бы то ни стало, действующего премьер-министра.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube_2"); });Комиссия по разрешениям, как правило, руководствуется в своей деятельности этическими нормами, установленными израильским правительством в 1977 году. Она рассматривает просьбы о частном финансировании, подаваемые в определенных обстоятельствах министрами или их заместителями – в частности, когда речь идет о поездках за границу за счет приглашающей стороны, или решается вопрос об акциях заявителя в частных компаниях. Государственный контролер входит в состав комиссии, но правила не определяют, кто именно может быть ее членом и сколько там должно быть человек. Кроме того, правила не предусматривают, что члены комиссии в обязательном порядке должны быть юристами, хотя так и было всегда: комиссией руководил окружной судья, а помимо него в ее работе принимали участие юристы или эксперты.
Как заявил Энгельман, впервые в состав комиссии вошли представители периферии, ультраортодоксального сектора и общины новых репатриантов из Эфиопии. Это не совсем верно, поскольку в то или иное время в работе комиссии принимали участие женщины, представитель арабского и ультрарелигиозных секторов.
По мнению источника из судебной системы, революционность, задекларированная новым государственным контролером, заключается не в разнообразии, а в том, что «комиссия, состоявшая исключительно из юристов, превратилась в комиссию, состоящую из управленцев или экономистов, не имеющих юридического опыта». Как считает источник, это чревато перегибами и возможной ангажированностью. «Время покажет, что смогут сделать люди, далекие от юриспруденции», - добавил источник.
Матаньяху Энгельман категорически с этим не согласен: «Расширение состава комиссии позволит объединить экспертов из различных областей – юриспруденция, экономика и государственное управление - создав более широкий спектр мнений. Более того, столь широкое представительства открывает доступ в комиссию представителям различным слоев нашего общества. Комиссия по-прежнему будет действовать беспристрастно и при принятии решений руководствоваться ничем иным, кроме верховенства закона». Энгельман добавил: «Как государственный контролер я выступаю за всестороннюю критику, глубокую и конструктивную, которая фокусируется на самой сути работы той или иной проверяемой организации. Мы будем работать тщательно, согласно духу и букве закона, по которому государственный контролер должен указать в отчете любой зафиксированный недочет, обратить внимание на проявленную недобросовестность, тот или иной дефект или нарушение закона». Госконтролер подчеркнул, что комиссия по разрешениям, принимая то или иное решение, не подчиняется ему, но действует в соответствии с законом.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube_3"); });Две недели назад у Энгельмана разгорелся спор с тремя членами комиссии – отставными судьями Эзрой Кама, Нурит Исраэль и Авигдором Равидом; речь шла о 300 тысячах долларов, которые Нетаниягу получил без разрешения от своего двоюродного брата Натана Миликовского и которые, как считала комиссия, Нетаниягу должен вернуть. Во время слушаний Энгельман утверждал, что судьи превысили свои полномочия. Однако возглавляющий в тот момент комиссию судья в отставке Шломо Бреннер не подал в отставку. Срок исполнения им обязанностей заканчивается в следующем месяце. Другие члены комиссии в знак протеста против действий Энгельмана ушли в отставку, не дожидаясь окончания каденции.
Предыдущая комиссия трижды отклоняла просьбу Нетаниягу оплатить услуги адвокатов за счет еврейско-американского магната Спенсера Партриджа - ы том числе и потому, что он отказался от заполнения декларации о доходах. Предшественник Энгельмана, Йосеф Шапира разрешил Нетаниягу получить денежное вспомоществование от Партриджа. Заявка на получение ссуды лежит теперь на столе у юридического советника правительства.
Ревиталь Ховель, «ХаАрец». М.К. К.В. Фото: Моти Мильрод
источник »