2022-2-1 09:00 |
Шеф-повар Хаим Коэн удостоился большой чести. С его цитаты начинается официальный коммуникат финансовой комиссии Кнессета, опубликованный на прошлой неделе. «Это волнующий и исторический день, — сказал Коэн на заседании, где обсуждалась отмена налога на иностранных рабочих. – Сегодня много молодежи стремится в ресторанную сферу, и мы, как страна, должны убедиться, что у них есть будущее».
Коэн присоединился к длинной череде депутатов Кнессета от коалиции и оппозиции, светских, арабов и ультраортодоксов, которые все без исключения поддержали предложение министра финансов Авигдора Либермана об отмене налога на иностранных рабочих. «Потребовалось немало мужества, чтобы принять этот закон. Мы должны поблагодарить министра финансов, который не поддался популизму, - похвалила Либермана депутат Кнессета Мейрав Бен-Ари. – Это ненужный налог, которым облагаются владельцы бизнесов. Зачем это нужно? У нас не хватает рабочих рук. Наши ребята, когда выходят на рынок труда после армии, не пойдут резать овощи или мыть посуду. Он может пойти шеф-поваром, или со-шефом, или барменом, но никак не посудомойщиком».
Вся эта широкая коалиция вместе с тель-авивской элитой была вне себя от радости. «Мы хотим оставить нашим детям лучшую страну, мы хотим процветающий бизнес, - сказал Коэн. – Кто-нибудь видит очереди израильтян, которые хотят заменить китайцев?»
Заведомо проигранная конкуренция
Налог, который Кнессет отменил на этой неделе, государство взимало с работодателей, у которых работают иностранные рабочие, в размере 15 – 20 процентов от заработной платы иностранного рабочего. Эти деньги идут в государственную казну, а не в карманы иностранных рабочих. Вот почему Коэн называет налог «штрафом, цель которого — затруднить нам жизнь и помешать нанимать иностранных рабочих». Он прав: это налог, который действительно предназначен для снижения найма иностранных рабочих, но это не штраф. Это уравнительная мера, направленная на то, чтобы работа иностранца не была намного дешевле, чем работа граждан страны.
Социальные выплаты для израильских работников составляют около трети их заработной платы, а для иностранных рабочих они на 15 – 20 процентов меньше: вместо пенсии они получают депозит, а Институт национального страхования страхует их лишь частично. Налог был введен, чтобы устранить это неравенство и сделать иностранного рабочего таким же дорогим, как и израильтянина. Решение Кнессета отменить налог означает, что иностранные рабочие теперь будут намного дешевле и конкурентней на рынке труда, чем израильские работники.
Несмотря на аплодисменты Кнессета и «сливок общества» Тель-Авива, где очень требуются дешевые посудомойщики, это решение мракобесное. Нет в мире ни одной демократической развитой страны, которая позволяла бы нанимать иностранных рабочих за более низкую заработную плату, чем своих местных. Почему-то во всех странах наоборот. В большинстве стран очень сложно нанимать иностранных рабочих.
В Европе работодатель должен доказать, что ему нужен данный специалист, потому что он не смог найти такого работника во всем ЕС, причем даже предлагая зарплату на 20 – 30 процентов выше принятой на рынке. Только если он предоставит такие доказательства, ему дадут разрешение на найм иностранца. В большинстве случаев это даже не иностранный работник, а трудовой мигрант из стран Восточной Европы, который переезжает со всей семьей в ЕС, получая весь европейский социальные пакет и все права в рамках трудового законодательства. В нормальных странах не завозят рабочую силу из Таиланда на пять лет без права привезти семью или завести ее в Израиле. И, уж, конечно, не отправляют их жить во времянках среди полей.
Все это происходит только в Израиле, и только в Израиле субсидии для иностранных рабочих – это праздник для элит. «Ни один израильтянин не хочет мыть посуду в моем ресторане, даже за 15 тысяч шекелей в месяц, — резко заявляет нам Коэн. – Ты хотела бы, чтобы твой сын мыл посуду в ресторане?»
Не факт, что Коэн действительно делал кому-то предложение мыть посуду у него в ресторане за 15 тысяч шекелей в месяц. Но совершенно ясно, что израильтяне не хотят работать в отраслях, занятых исключительно иностранными рабочими. Работа в такой отрасли означает нечестную конкуренцию: израильский работник хочет проводить время с семьей, поэтому готов работать только восемь часов в день и, конечно же, потребует отпуск. Он также хочет продвинуться с должности посудомойщика на должность официанта, и кто знает, может потом стать начальником смены. Ничего подобного никогда не произойдет в отрасли, где есть постоянный приток иностранных рабочих. И всякий раз, когда ситуация немного ухудшается, вместо повышения заработной платы и улучшения условий мы бежим в Кнессет, чтобы законодатели увеличили квоты на иностранных рабочих. «Потому что израильтяне не придут на эти работы». Понятно, что они и не придут, потому что после мракобесного решения Кнессета об отмене налога, труд иностранца будет обходиться работодателю еще н
а 15 – 20 процентов дешевле.
Недаром больше всего были рады этому решению Ассоциация рестораторов и журнал «Time Out». «Сливки общества» сильно выиграют от того, что иностранные рабочие, которые моют посуду в ресторанах и полы в их домах, теперь будут дешевле. Элита изучает программирование, их дети преуспевают в сфере высоких технологий. Элите все равно, что будут делать неквалифицированные работники, у которых нет ни аттестата зрелости, ни профессиональной подготовки. Все их возможности трудоустройства связаны с ремеслами и физическим трудом, но все эти ниши у нас постепенно занимаются иностранцами. Этим обездоленным израильтянам не остается шансов, они либо должны соглашаться на нищенскую зарплату, либо они вообще не смогут конкурировать с иностранцами, которые теперь еще и дешевле. Это явно несправедливо.
Справедливое государство всеобщего благосостояния дорого стоит
Министерство соцобеспечения опубликовало неделю назад на сайте «Аводата» список профессий, по которым есть много вакансий. Если не считать две отрасли, связанные с высокими технологиями, то большинство вакансий по таким специальностям, как слесари (средняя зарплата 10 тысяч шекелей в месяц), телемаркетинг (9500), повара (8000), плиточники (7300), продавцы в магазинах и штукатуры (6400 - 6500), а также официанты и уборщики (5400 - 5700).
Это тяжелый физический труд, никакого престижа, но при наличии хороших зарплат израильтяне, не имеющие профессии, готовы наниматься туда на работу. Даже хотят там работать. За 7000 шекелей в месяц, может, никто не захочет быть штукатуром. А вот за 20 тысяч шекелей, вероятно, найдется много желающих. Это могло бы быть большим шансом для работников без образования, если бы дефицит рабочих рук привел бы к повышению предлагаемой им заработной платы. Наконец, от повышения заработной платы в экономике выиграют все, а не только работники хайтека. Только этого не произошло и не произойдет, потому что всякий раз, когда нам становится дорого нанимать израильтян, отношения между капиталом и властью рождают такие вот решения. Увеличить ввоз иностранных рабочих и сократить стоимость их труда. И да, главный виновник — министр финансов Либерман, которого не трогает социальное неравенство в Израиле.
Конечно, нанять израильского посудомойщика за 15 – 20 тысяч шекелей в месяц, к тому же с перспективой карьерного роста, выйдет очень дорого. Правда и то, что за этим последует повышение цен в ресторанах, что ударит по карману высшего класса. Да, поддерживать справедливое социальное государство, обеспечивающее качество жизни не только тель-авивским «сливкам общества», но и малообразованным людям в Рахате, Тверии или Бней-Браке, стоит дорого. Альтернативой является социальное неравенство, рост преступности, низкая производительность труда — ведь нанимать иностранных рабочих намного дешевле, чем вкладывать деньги в технологии. К тому же это политическая нестабильность, избрание опасных популистов на выборах, и миллионы иностранных рабочих, без имени, лица и прав, бродящих по нашим улицам. Хочется перефразировать слова Коэна: «Пришло время выбирать, какую страну мы хотим оставить нашим детям: справедливое еврейское государство или страну «раисов»?
Шай Берман, генеральный директор Ассоциации рестораторов, прислал нам следующую реакцию: «Налог на наем иностранных рабочих представляет собой штраф в размере 20 процентов от их зарплаты «брутто», что обошлось ресторанам в 200 миллионов шекелей, а всей экономике — в 800 миллионов шекелей, что привело к краху сотен ресторанов и росту дороговизны жизни. Иностранные рабочие занимают рабочие места, которые не нужны израильскому обществу. Трудно представить, как в Тель-Авиве будет строиться легкорельсовый транспорт без иностранных рабочих, как будет существовать сельское хозяйство без рабочих из Таиланда и как будут строиться здания без палестинцев. Отсутствие мотивации у местных жителей работать на «грязных» работах существует в большинстве западных стран».
Мейрав Арлозоров, TheMarker Ц.З. Фото: Алекс Либак
The post Кнессет принимает мракобесные решения, тель-авивские «сливки общества» ликуют appeared first on НЭП.
источник »