2019-11-5 08:38 |
В то время, как многие страны обеспокоены усугубляющимся климатическим кризисом, Россия рассматривает его, как возможность вернуть себе былое величие.
Еще десять лет тому назад геологи подсчитали, что 30 процентов источников природного газа и 13 процентов всех нефтяных месторождений запрятаны под гигантскими ледниками Северного полярного круга. Рядом – редкие полезные ископаемые и другие ценные ресурсы. Поскольку глобальное потепление приводит к исчезновению ледников в регионе, то эти ресурсы не только становятся доступными, но и, по словам госсекретаря США Майка Помпео, «открываются новые пути и новые торговые возможности. В потенциале может возникнуть ситуация, когда примерно на двадцать дней можно будет сократить сообщение между Азией и Западом. Это будут своего рода Суэцкий и Панамский каналы XXI века».
var truvidScript = document.createElement('script'); truvidScript.async = true; truvidScript.setAttribute('data-cfasync','false'); truvidScript.type = 'text/javascript'; truvidScript.src = '//stg.truvidplayer.com/index.php?sub_user_id=567&widget_id=2529&playlist_id=1915&m=a&cb=' + (Math.random() * 10000000000000000); var currentScript = document.currentScript || document.scripts[document.scripts.length - 1]; currentScript.parentNode.insertBefore(truvidScript, currentScript.nextSibling);Как следует из отчета комиссии ООН от 2014 года, 80 процентов от общего объема мировой торговли все еще приходится на долю морских перевозок, а главный морской торговый «мост», по-прежнему соединяющий Европу с Восточной Азией, перекинут через Суэц. Но в случае, если для прохождения судов будет открыт северо-восточный арктический маршрут, он сократит сообщение между европейскими и восточноазиатскими странами на треть. А северо-западный маршрут, проложенный через Артику, сократит расстояние между азиатским и американским континентами практически на 20 процентов. Главную выгоду от новых направлений получат страны, чьи порты расположены на северном и балтийском побережье, и в первую очередь от этого выиграет Россия.
Анализ оптимального сценария, когда арктические маршруты становятся круглогодичными, обнаружил, что около двух третей торгового оборота, проходящего через Суэцкий канал, могут быть переправлены на другие направления. По мере того, как ледники в Артике будут все больше и больше таять, торговые пути от северного побережья России до Восточной Азии получат невиданное ускорение, и последствия этого для мировой торговли сродни революционным потрясениям: нетрудно представить, какое колоссальное количество китайского экспорта в Европу пойдет через Россию, что облегчит доставку и российских товаров, давая Москве неоспоримое преимуществу перед западными конкурентами.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube"); });Как считают ученые, климат на земле меняется беспрецедентными темпами, и даже если все страны скопом перейдут на использование исключительно возобновляемых источников энергии, потепление все равно будет идти в среднем на полтора градуса. Учитывая это обстоятельство, многие публикации утверждают, что к 2024 году число ледников в Арктике уменьшится настолько, что можно будет проводить суда, сопровождаемые легкими ледоколами.
Коммерческое освоение Артики уже началось; суда идут через северо-восточный проход Полярного круга. «По мере того, как изменение климата продолжается, увеличивается и число перевозимых грузов, - сказал Арне Бардлен из норвежского Института био-сельскохозяйственных исследований, который выступает в качестве специального советника местных правительственных экспертных комитетов по сельскому хозяйству, продовольственной безопасности и изменению климата. - Китай, к примеру, очень заинтересован в новых маршрутах, которые откроют ему ускоренный доступ к европейским рынкам».
Россия, у которой Артика находится на заднем дворе, работает бок о бок с китайцами и иногда сотрудничает с ними. В 2017 году российский танкер впервые перешел в Арктику без сопровождения ледоколов.
Самым спешным образом Россия наращивает гражданское присутствие в регионе; кроме того, полным ходом идет милитаризация, достигая уровня, невиданного со времен холодной войны: заброшенные после распада СССР военные базы были отремонтированы и заселены; согласно данным министерства обороны РФ, начиная с 2012 года, здесь было сооружено 475 новых военных объектов. С недавнего времени в Арктике дислоцируется новое полярное подразделение, а в апреле нынешнего года газета «Известия» сообщила, что к концу 2020 года в этом районе, и на некоторых близлежащих островах будет развернута С-400 - современная система ПВО.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube_2"); });В этом же апреле, за месяц до созыва Арктического совета, в Санкт-Петербурге состоялся «Международный арктический форум», на котором присутствовали премьер-министры Швеции и Норвегии, а также президенты Исландии и Финляндии.
В ходе конференции президент России Владимир Путин объявил о новой стратегии развития региона, подчеркнув, что в этом году туда отправятся три атомных ледокола. По словам российских правительственных чиновников, инвесторам в регионе будут также предложены налоговые льготы, а рядом с месторождением природного газа в Северном Ледовитом океане будет построен новый порт, которого свяжут с остальной частью страны железной дорогой.
Все вышеописанное - лишь часть амбициозного плана, призванного перекроить карту мировой торговли, где прежде доминировали западные страны и США. У Путина нет достаточного количества ресурсов, как у его конкурентов, но у него припрятан джокер в рукаве – глобальное потепление. От него, помимо новых торговых путей, Россия может получить еще одно преимущество - доступность земель, предназначенных под сельское хозяйство.
В отчете FAO - продовольственной и сельскохозяйственной организации при ООН, опубликованном в прошлом году, указано, что к 2050 году сельскохозяйственное производство в Западной Африке может упасть на 2.9 процента, а в Индии - на 2.6 процента. С другой стороны, повышение температуры, как ожидается, увеличит объем посевных площадей в России на 0.9 процента.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube_3"); });Как считает Джордж Рапсоманикис, старший экономист FAO и один из авторов отчета, для большинства стран с более прохладной погодой, таких как Россия, более теплая погода может фактически оказать положительное влияние на определенные сельскохозяйственные культуры. Более того, по мнению Рапсоманикиса, страны, которые проиграют от глобального потепления, вынуждены будут увеличить объем сельскохозяйственного импорта, что неизбежно нанесет им серьезный экономический ущерб.
По утверждению некоторых специалистов, Москва не сидит сложа руки, а готовится к столь выгодному для нее повороту событий. В самом деле: имея в своем владении более 1.2 млн. кв. км. обрабатываемой земли, Россия может стать сельскохозяйственной сверхдержавой. Собственно, каковой она и была в начале прошлого века, считаясь крупнейшим в мире экспортером пшеницы. Однако, небрежное отношение к крестьянству, полное игнорирование законов земледелия со стороны советских лидеров, привели к тому, что в 70-х годах прошлого века СССР вынужден был импортировать зерновые.
После распада Советского Союза площадь обрабатываемых сельскохозяйственных земель на территории России сократилась с 900 000 кв. км до 730 000 кв.км. Новые предприниматели предпочитали вкладывать свое время и деньги в нефтегазовый бизнес. Колхозы были демонтированы, но лишь немногие частные землевладельцы могли приобрести современное оборудование, чтобы конкурировать на свободном рынке. В результате фермы пустели, а фермеры отправлялись в поисках заработков в крупные промышленные центры.
Стивен Вогран из Южного методистского университета в Далласе считает, что ситуация все же стала меняться с приходом к власти Владимира Путина: в казне появились деньги, необходимые для обновления сельскохозяйственного сектора, были предоставлены субсидии сельскохозяйственным корпорациям, списаны долги и штрафы, созданы сельскохозяйственный банк и кредитная система, появились законы о земельном залоге. По сути, для фермеров была создана совершенно иная экономическая среда, утверждает Вогран. И добавляет, что вначале, невзирая на поддержку со стороны правительства, российским фермерам было трудно справиться с новыми требованиями, и к тому же экономическое эмбарго привело к росту внутренней инфляции, но ставка Путина оправдала себя: хотя российская экономика впала в рецессию через два года после введения санкций, импорт продовольствия в страну за два года, с 2013 по 2015, сократился на 40 процентов. И только в этом месяце на российско-африканском экономическом форуме Путин с гордостью заявил, что его страна экспортирует на африканский континент «больше еды, чем оружия». Действительно, в то время как в 2010 году доходы от сельскохозяйственной продукции внесли в государственную казну 9 млрд. долларов, российский президент заявил, что «в минувшем году экспорт сельскохозяйственной продукции составил 20 млрд., а в этом году достигнет 25 млрд. долларов».
Как утверждает Вогран, Путин добивается того, чтобы экспорт сельхозпродукции составил к 2024 году 45 млрд. долларов, и, если это произойдет, Россия станет одним из десяти крупнейших экспортеров продовольствия в мире. Тем не менее, вряд ли РФ пока может считаться сверхдержавой: разрыв между ней и США слишком велик.
Вместе с тем, Вогран согласен, что тип сельскохозяйственных культур очень важен. На самом деле экспорт зерновых, - и, прежде всего, пшеницы, - составляет 60 процентов от общего объема доходов российского экспорта сельскохозяйственной продукции. В 2017 году Россия обогнала Соединенные Штаты, став ведущим мировым экспортером пшеницы, а в 2018 году повторила свой успех.
И нет никаких признаков того, что россияне собираются почивать на лаврах: в этом году власти выделили около 300 млрд. рублей на сельскохозяйственный сектор, в том числе около 40 млрд. на развитие экспортных рынков российских продуктов питания и сельскохозяйственной продукции. В период 2019-2024 годов в проекты экспорта сельскохозяйственной продукции будет инвестировано около 300-350 млрд. рублей.
Согласно официальным данным российского правительства, в 2017 году страна экспортировала продовольствие и сельхозпродукцию в более чем 159 стран мира, ориентируясь более всего на рынки Восточной Азии и Ближнего Востока. С этой целью российские сельскохозяйственные корпорации увеличили производство сои с 650 000 тонн в 2007 году до 3,6 млн. тонн десятилетие спустя, и соглашения о торговле сельскохозяйственной продукцией подписаны с такими странами, как Япония, Вьетнам, Монголия - и, конечно, Китай.
Не все, конечно, выглядит в розовом цвете и идет у России столь гладко: она тоже переживает «климатический апокалипсис», и во многих регионах растет число пожаров, бурь, ураганов, наводнений и засух. Но при всем том, как выясняется, глобальное потепление все же на руку России, и Путин вполне может вернуть России статус мировой державы только за счет продажи пшеницы - без применения военной силы.
Йонатан Якобзон, «ХаАрец», М.К. К.В. На фото: ледокол "Ленин". Иллюстрация: Рixabay
источник »