2018-11-14 16:12 |
Авигдор Либерман сообщил об отставке с поста министра обороны по причине глубоких разногласий с главой правительства по поводу взаимоотношений с ХАМАСом. Лидер НДИ поверг резкой критике деятельность правительства в ходе последней военной конфронтации в Газе и призвал все партии правительственной коалиции провести досрочные выборы в кратчайшие сроки.
«То, что произошло вчера, я имею в виду урегулирование с ХАМАСом, это капитуляция перед террором, — сказал Либерман. – У меня нет этому другого названия или другого смысла. Мы как государство покупаем затишье сегодня ценой ущерба нашей безопасности в долгосрочной перспективе».
Либерман принял решение об уходе в отставку ввиду серьезных разногласий с Нетаниягу, проявившихся в последние недели, по различным вопросам безопасности. Например, назначение следующего начальника Генерального штаба ЦАХАЛа и ситуация на юге. «Не секрет, что у нас были разногласия с главой правительства в последние месяцы, например, по поводу разрешения на ввоз в Газу катарского топлива», — объяснил Либерман на чрезвычайной пресс-конференции в Кнессете. Он очень подробно описал всю ситуацию, когда ему пришлось согласиться с таким шагом только после того, как Нетаниягу издал письменный указ на этот счет, как было также и в ситуации с эвакуацией бедуинского стойбища Хан аль-Ахмар. «Несмотря на разногласия, я не искал предлога для ухода в отставку, — отмечает Либерман. – Я старался быть самым лояльным членом правительства, заплатив за это высокую электоральную и имиджевую цену».
Либерман отметил два поворотных пункта, которые заставили его принять столь драматическое решение. «Первый пункт – это доставка в Газу 15 млн долларов, наличными в чемоданах. Любой, кто скажем вам, что распределением этих средств есть какой-то контроль, сообщает вам неточную информацию. Мягко говоря. Второй пункт – это прекращение огня. Мы не дали должный ответ на 500 ракет ХАМАСа, и я не могу это принять», — сказал он.
«Мне известны все обстоятельства, разведданные, все отговорки и объяснения, — заявил уходящий министр обороны. – Всегда есть север, юг, восток и запад. Это отговорки. Руководствуясь логикой израильских интересов, мы должны были закончить эту историю на юге. Это наивысший приоритет. Мягкотелость, проявленная по отношению к ХАМАСу, скажется на наших позициях на других фронтах. Если бы я не подал в отставку с поста министра обороны, я не смог бы смотреть в глаза жителям юга. И особенно семьям Шауль и Гольдин, и еще двоих наших граждан, которые томятся в плену у ХАМАСа».
Либерман подчеркнул, что его отставка вызвана существенными принципиальными соображениями, а не политическими интересами. «Я никогда не прирастал к креслу, — подчеркнул он. – Когда появляется противоречие между креслом и принципами, мы всегда выбирали принципы». В этом контексте Либерман привел в пример размежевание, сделку по освобождению Гилада Шалита и принесение извинений Турции за «Мави Мармара», когда он был категорически против позиций правительства.
Либерман призвал все партии правящей коалиции договориться о сроках проведения досрочных выборов в Кнессет. «Партия НДИ да и я сам уже готовы к нападкам «от имени», а также ангажированных обозревателей. Но мы справлялись и с более трудными ситуациями. Я уверен, что справимся и теперь. Прежде чем начинать нападки на нас в Интернете, Фейсбуке и Твиттере, давайте договоримся о дате выборов». Вместе с тем, отвечая на вопросы журналистов, лидер НДИ отметил, что пока еще не обсуждал ситуацию с лидерами других партий. В воскресенье фракция НДИ в полном составе официально покинет коалицию.
Информация о готовящейся отставке Либермана быстро распространилась в среду утром. Стало известно, что министр обороны должен выступить с чрезвычайным заявлением, а сотрудники партии отказывались сообщить более подробные сведения.
Один из высокопоставленных представителей Ликуда отметил по этому поводу, что вовсе не обязательно объявлять досрочные выборы в связи с уходом НДИ из коалиции. «Правительство может досидеть свой срок до конца, — отметил он. – В любом случае, в ближайшее время портфель министра обороны перейдет в руки главы правительства». В партии Еврейский дом поспешили заявить, что их лидер Нафтали Беннет потребует себе пост министра обороны, и это будет условие дальнейшего пребывания этой партии в коалиции.
Один из министров от Ликуда за несколько часов до заявления Либермана прокомментировал ситуацию следующим образом: «Либерман ассоциируется с провалом в области безопасности. Ему пришлось выбирать между концом политической карьеры, если он останется министром обороны, и небольшой возможностью спастись».
Противостояние между Либерманом и Нетаниягу получило огласку во вторник после заседания кабинета по вопросам безопасности, где принимались решения о прекращении огня в Газе. На заседании, которое длилось 6 часов, была очень напряженная обстановка. Начальник Генштаба ЦАХАЛа, начальники ШАБАКа и «Моссада» представили свои отчеты и предложения по ведению боевых действий в Газе, а также инициативы Египта, ООН, Норвегии и Швейцарии по восстановлению перемирия с ХАМАСом и прекращению огня.
По информации из осведомленных источников, командиры силовых ведомств выразили единодушную позицию за прекращение огня и принятие зарубежных предложений посредничества, по которым Израиль и ХАМАС вернутся к перемирию на прежних условиях. О которых было договорено после операции «Нерушимая скала». При этом ЦАХАЛ сохраняет за собой свободу действий и право реагировать на акты террора и насилия. Глава правительства и большинство членов кабинета приняли рекомендацию силовиков, в то время как министры Авигдор Либерман, Зеэв Элькин, Нафтали Беннет и Айелет Шакед высказались против перемирия, поддержав более жесткую линию по отношению к ХАМАСу, но остались в меньшинстве. Хотя в конце заседания официального голосования не проводили.
После заседания пресс-служба главы правительства поспешила передать в СМИ, что члены кабинета «единогласно» поддержали позицию силовых ведомств, что вызвало крайне возмущенную реакцию у Либермана и Беннета. Либерман назвал это «фейк ньюз», Беннет – «абсолютная ложь». Либерман подчеркнул, что настаивал на необходимости сокрушительного удара по ХАМАСу. Беннет заявил, что представил кабинету категоричную позицию и программу действий для решения проблемы Газы. Он был категорически против прекращения огня.
Таль Шалев, Вики Адамкер, Walla! Ц.З.
Фото: Эмиль Сальман.