2023-1-29 12:00 |
В мае 2020 года состоялось заседание финансовой комиссии кнессета, посвященное повышению муниципального налога («арноны»). Его протокол выглядит как наброски юмористического скетча. Председательствующий, Одед Форер, обращается к представителю МВД Йоси Беништи с просьбой сообщить о том, как продвигается работа межминистерской комиссии по реформе «арноны». «Действительно, правительство приняло решение о создании такой комиссии, - говорит Беништи. – Обсуждение реформы еще не завершено».
«Когда комиссия начала свою работу?» - спрашивает Форер. «Комиссия была создана в 2016 году, - отвечает Беништи. «Вы знаете, какой у нас сейчас год? - недоумевает Форер. – Напоминаю: 2020. Вы хотите сказать, что комиссии не хватило четырех лет, чтобы завершить свою работу?» «Да», - просто отвечает Беништи под смех остальных участников заседания.
Комиссия по реформе «арноны» не завершила свою работу до сих пор. В отчете государственного контролера, опубликованном в 2021 году, утверждается, что при нынешней системе сбора муниципального налога отсутствует всякая связь между его размером и финансовым положением местных органов власти. Это создает своеобразный перекос: в некоторых населенных пунктах, находящихся на низком социально-экономическом уровне, «арнона» выше, чем в богатых городах.
«Хаос торжествует, - говорит адвокат Шломи Левия, заместитель генерального директора Торговой палаты по юридической части. – Сбор муниципального налога в Израиле организован очень плохо, единая система замера жилой площади отсутствует, классификация коммерческих учреждений давно устарела. Суды завалены исками по этому поводу. Для того, чтобы понять, каким образом определяется размер «арноны», нужно быть профессором».
В иерусалимском муниципалитете вопросами сбора «арноны» занимаются не менее 300 человек, а в тель-авивском – около 1000. «Для рассмотрения каждой соответствующей просьбы нужно проводить специальное расследование, - рассказывает секретарь иерусалимского муниципалитета Шмулик Зелигман. – Этим занимаются целые бригады адвокатов. И в каждом местном совете существуют свои правила. Где-то взимается «арнона» за склады, где-то – нет, где-то нужно платить налог за пользование стоянкой, а где-то она предоставляется бесплатно. Нужна реформа, устанавливающая единые для всех правила».
Одна из причин этой путаницы связана с законом, принятом в 1992 году. В соответствии с ним, каждый местный совет может самостоятельно выбирать метод замера торговой площади или жилого помещения, а МВД устанавливает только тарифную сетку. Поэтому, например, в некоторых городах «арнона» взимается только за внутреннее пространство, а в некоторых налогом облагаются и внешние стены, а иногда и площадь, находящаяся в общественном пользовании.
В режиме «автопилота»
Каждый год государство изменяет тариф муниципального налога. Это происходит в режиме «автопилота», без всякой связи с потребностями местных советов. В качестве условия для повышения «арноны» государство не требует от муниципалитетов повысить эффективность своей работы. Несмотря на обещания премьер-министра «заморозить» муниципальный налог, в этом году он был повышен на 1,4%.
«В этом нет никакой логики, - утверждает Шломи Левия. – За 10 лет размер «арноны» увеличился на 20%, а качество работы муниципалитетов не повысилось. Режим «автопилота» основывается на индексе потребительских цен и индексе зарплат в государственном секторе. Это полный абсурд: какая связь между «арноной» и зарплатами в госсекторе? То есть, если повышают зарплату врачам или военным, мы все платим больший муниципальный налог. В последние годы «арнона» повышалась, главным образом из-за этого».
По убеждению Левии, это положение необходимо изменить. «Размер «арноны» должен зависеть только от цен и от того, насколько эффективно работают муниципалитеты. Если цена на «Милки» повышается на шекель, люди выходят на демонстрации, но того, как их обирают за счет «арноны», они не замечают».
Помимо автоматического повышения муниципального налога, местные власти могут по своей инициативе раз в год обращаться с просьбой об изменении его размера в МВД. Как показало исследование, проведенное в университете Хайфы, как правило, муниципалитеты просят разрешить им повысить «арнону». Исключение составляют только годы проведения муниципальных выборов. В 2022 году в МВД поступило 112 таких просьб.
Шломо Левия утверждает, что МВД утверждает большинство просьб о повышении «арноны». «Это приводит к дополнительному перекосу, - говорит он. – Муниципалитеты получают разрешение на временное повышение «арноны», но оно становится постоянным, и последующее повышение производится уже на этой основе. МВД не сообщает об этом сразу же – возможно, ему удобнее держать общественность в неведении».
Разные методы замера площади
В Тель-Авиве и в Иерусалиме тариф муниципального налога определяется по системе «нетто-нетто», то есть, исходя из площади внутреннего пространства. Но в большинстве местных советов используется в расчет включаются и внешние стены (метод «брутто»), а иногда и общественные пространства (метод «брутто-брутто»).
По данным Объединения предпринимателей за 2020 год, самый высокий муниципальный налог приходится платить жителям Иерусалима (78,64 шекеля за один кв. м в год) и бизнесменам, арендующим в этом городе коммерческие площади. Однако, как утверждает Зелигман, при расчете «арноны» по системе «нетто-нетто», результат получается на 20% ниже, чем по системе «брутто-брутто». Кроме того, некоторые муниципалитеты взыскивают со своих жителей «сбор на охрану». Это добавка к «арноне», не являющаяся ее частью. В Иерусалиме «сбор на охрану» не взимается.
В 2022 году в Иерусалиме сравнили размер местной «арноны» на жилые помещения с другими городами страны. Выяснилось, что по этому показателю Иерусалим находится на четвертом месте. Первые три занимают Герцлия, Гиватаим и Тель-Авив. Последнее, 16 место досталось в этом списке Беэр-Шеве.
Тали Херути-Собер, TheMarker, Д.Л. Фото: Эмиль Сальман
The post «Из-за «Милки» начинаются протесты, но как их обирают за счет «арноны», люди не замечают» appeared first on НЭП.
источник »