2019-10-14 07:01 |
В то время как весь мир, включая Израиль, сочувствует курдам, ставшим жертвамий геополитического конфликта, еврейское государство само становится жертвой геоэкономической войны между США и Китаем. На это указывается в последнем аналитическом обзоре Института политики и стратегии Герцлийского междисциплинарного центра.
По мнению экспертов, Израиль не сможет продолжать развивать свои отношения с Китаем, не принимая в расчет его соперничество с США, поскольку в мире разворачивается "холодная война" нового типа.
var truvidScript = document.createElement('script'); truvidScript.async = true; truvidScript.setAttribute('data-cfasync','false'); truvidScript.type = 'text/javascript'; truvidScript.src = '//stg.truvidplayer.com/index.php?sub_user_id=567&widget_id=2529&playlist_id=1915&m=a&cb=' + (Math.random() * 10000000000000000); var currentScript = document.currentScript || document.scripts[document.scripts.length - 1]; currentScript.parentNode.insertBefore(truvidScript, currentScript.nextSibling);Новая холодная война
Как полагают исследователи, эта борьба будет определять глобальную политику в ближайшие десятилетия, так же как "холодная война" между США и СССР определила вторую половину XX века. С момента прихода к власти Си Цзиньпина Китай решительно стремился укрепить свои позиции в качестве мировой державы. Основные направления действий Китая были сосредоточены на достижении технологического превосходства, контроле над глобальными сетями поставок и производства, расширении политического влияния и укреплении военной силы.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube"); });Флагманом этой политики президента Си стала инициатива "Один пояс - один путь". Это амбициозное предприятие, подкрепленное огромными финансовыми вложениями, представляется, как реконструкция исторического "Шелкового пути". Китай утверждает, что суть проекта - разработка наземных и морских инфраструктур для связи Китая с Европой через Центральную Азию, Индийский океан и Ближний Восток.
Тем не менее, "Один пояс" все чаще воспринимается, как попытка Китая контролировать торговые маршруты и создавать сферы влияния. Например, в Шри-Ланке Китай предоставил займы местным органам власти для строительства глубоководного порта. Когда Шри-Ланка не смогла вернуть кредиты, она была вынуждена сдать порт в аренду Китая на 99 лет.
Интерес Китая к политическому влиянию не ограничивается странами Азии и Африки. Получив значительные китайские инвестиции, особенно в порт Пирей, Греция в 2017 году заблокировала заявление ЕС о нарушениях прав человека в Китае. Португалия - еще один получатель китайских инвестиций - препятствует инициативе по созданию европейского механизма контроля китайских инвестиций.
С американской точки зрения, "китайская инициатива" в сочетании с политикой правительственных и коммерческих корпораций Китая направлена на ослабление глобальной мощи США. При этом они пытаются достичь технологического и экономического превосходства, используя экономику самих США.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube_2"); });Точка зрения, что Китай представляет собой глобальную угрозу национальной безопасности и экономического благосостояния США является двухпартийным согласием. Это не очередная прихоть президента Трампа, вводящего антикитайские пошлины по собственному произволу.
Как замечают израильские аналитики, китайское правительство решительно бросает вызов США. Принимая во внимание эти тенденции, усиливающееся соперничество между обеими сверхдержавами становится долгосрочной основой международной политики XXI века.
Экономический железный занавес
Израильские аналитики, заметим, в отличие, например, от российских, полагают (впрочем, также оставляя такую вероятность), что конкуренция между США и Китаем не приведет мир на грань войны. Несмотря на это, борьба за власть между ними кажется гораздо более глобальной, чем любая предыдущая борьба великих держав. На этом фоне возрастает вероятность экономического разделения между Китаем и США (вместе с его союзниками) своеобразным «экономическим железным занавесом». Несмотря на сложные отношения между США и Европой, большинство европейских лидеров разделяют взгляды США на Китай. Неслучайно, что ЕС недавно определил Китай, как «системного конкурента».
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube_3"); });Израиль уже сегодня должен выбирать, по какую сторону экономического занавеса он может оказаться. Первым сигналом стало соглашение с китайским консорциумом о строительстве и эксплуатации в течение 25 лет нового контейнерного объекта в порту Хайфы. Рядом находится крупнейшая военно-морская база Израиля, а в порт регулярно заходят корабли 6-го американского флота США.
В обзоре критикуются высокопоставленные израильские чиновники, которые отвергают опасения американцев. Авторы напоминают, что предыдущие кризисы в отношениях с США фактически положили конец продажам оружия Израиля в Китай.
В течение прошлого года высшие должностные лица США, включая самого президента Трампа, требовали, чтобы Израиль заблокировал участие Китая в своей инфраструктуре и создал механизмы надзора для контроля китайских инвестиций в Израиле. Игнорирование этих требований, полагают авторы, является опасным для национальных интересов Израиля.
Даже в прошлом американцы рассматривали передачу передовых военных систем Китаю, как угрозу своей национальной безопасности, и вынуждали Израиль прекратить военные сделки с Китаем. Спустя два десятилетия ситуация только обострилась.
Сторонники китайско-израильского экономического сотрудничества обоснованно утверждают, что выполнение американских требований нанесет ущерб экономическим интересам Израиля. Израиль, безусловно, пострадает от глобального экономического кризиса, который явится вероятным результатом разделения экономики США и Китая.
Действительно, кризис привел к полному прекращению израильских продаж оружия в Китай. Однако израильская оборонная промышленность смогла выдержать удар и расширила продажи израильских вооружений на новые рынки. Этот опыт - приспособление к новым обстоятельствам и освоение новых рынков - является одним из наиболее важных уроков предыдущих кризисов. Лица, принимающие решения в Израиле, должны заранее планировать и готовить израильскую экономику к все более вероятному непредвиденному обстоятельству, что его экономические и коммерческие отношения с Китаем будут ухудшаться.
Это нанесет ущерб экономике Израиля, но если будет предпринята попытка управления рисками, возможно, удастся ограничить ущерб. Кроме того, этот поворотный момент может также открыть новые возможности - углубление и расширение экономических и коммерческих связей Израиля с США, Европой и странами-единомышленниками в азиатско-тихоокеанском регионе.
Китайский синдром в Израиле
Главный вопрос на сегодня таков: стремится ли Китай получить влияние в Израиле? Скорее всего, да, считают израильские эксперты. Израиль уже отклонил попытки китайских корпораций приобрести здесь две крупные страховые компании.
Два года назад СМИ сообщили, что китайская корпорация Huawei несколько лет тайно работает в Израиле через местную израильскую технологическую фирму. Директор ШАБАКа тоже недавно предупредил, что участие Китая в проектах в Израиле повышает риск для безопасности.
В этой связи стоит проанализировать ситуацию с портом Ашдода. Его муниципалитет объявил в этом году, что достиг соглашения с правительством Китая о расширении китайских инвестиций в город. Ашдод - не только крупнейший контейнерный порт Израиля, но и вторая по величине военно-морская база. В непосредственной близости от города есть несколько важнейших объектов энергетической инфраструктуры.
Согласно китайскому плану ашдодский порт станет всего лишь частью проекта "Один пояс - один путь". Помимо новых объектов в порту, китайцы пообещали построить новый промышленный парк в городе и создать академический центр, в котором будут работать представители трех китайских университетов.
Израильские лидеры и официальные лица пытаются убедить своих американских коллег, что Израиль серьезно относится к позиции США в отношении Китая. Однако американской администрации может быть трудно понять, как такой близкий союзник способствует и продвигает инициативу, которую США считают вредной для своей национальной безопасности.
В любом случае, включение города со стратегическим расположением в "китайскую мирную инициативу" не может быть прерогативой самих городских властей. Отношения Израиля с США - и с Китаем - достаточно важны, чтобы их определяло правительство с учетом интересов национальной безопасности, а не только экономических выгод - полагают эксперты института политики и стратегии.
Со своей стороны отметим, что будет ли Израиль жертвой "новой холодной войны" или сможет увидеть в этой ситуации новые шансы, зависит от его собственной дальновидности.
Владимир Поляк, "Детали". На снимке: один из камней преткновения - хайфский порт. Фото: Рами Шалуш
источник »