2018-10-5 07:20 |
Израильско-американский газодобывающий консорциум заключил крупную сделку по поставке Египту газа. Вернувшийся на днях из Каира Амир Фостер, начальник исследовательского отдела Национальной ассоциации нефтегазовой ассоциации, рассказал «Деталям» о значении этой сделки для обеих стран.
— Принципиальное соглашение о поставках газа в Египет было заключено еще в феврале. Почему потребовалось еще полгода для окончательного подписания договора?
— Главной проблемой было обсуждение способа поставки газа в Египет из месторождений «Тамар» и «Левьятан». Решение «оживить» взорванный в свое время газопровод на Синайском полуострое – это настоящий прорыв. В конечном счете, речь идет о том, что Израиль становится ведущим поставщиком энергоносителей в ближневосточном регионе.
— Но разве взорванный синайский газопровод будет легко восстановить?
— Довольно легко. Повреждения невелики. Главной причиной прекращения поставок газа в Израиль из Египта было желание нежелание египетских властей преследовать террористов, а не разрушение труб и периферийного оборудования. Специалисты утверждают, что поставки газа можно будет начать уже в первой половине будущего, 2019 года.
— Как Вас встретили в Каире?
— Исключительно хорошо. Египтяне крайне заинтересованы в поставках израильского газа. Стране со 100-миллионным населением все больше не хватает энергоносителей.
— Еще недавно Египет был экспортером, а не импортером газа, а в числе его клиентов был и Израиль.
— До, но ситуация изменилась, египтянам с трудом хватает энергоносителей для собственных нужд, а об экспорте речь уже давно не идет. Между тем, в лучшие времена Египет вложил сотни миллионов долларов в строительство двух установок по сжижению природного газа. Предполагалось, что этот газ в криоцистернах будет поставляться в страны, далекие от газовых месторождений.
— Получается, что сделка, в ходе которой компании «Делек», NobelEnergy и египетская компания EastGas выкупили синайский газопровод у EMG, принципиально меняет ситуацию?
— Драматически! Напомню, что подписанное соглашение предусматривает поставку газа на 15 млрд. долларов. Кроме того, договором учтена и поставка газа через иорданскую Акабу, с возможностью присоединения к панарабскому газопроводу.
Но дело не только в деньгах. Эта сделка будет иметь и геополитические последствия. Египет подтвердил свой статус ведущей страны арабского мира, располагающей надежными источниками энергоснабжения, а Израиль по праву может теперь позиционировать себя как ведущего в регионе поставщика энергоносителей. Наши страны становятся стратегическими партнерами со всеми последствиями, вытекающими из этого обстоятельства.
Как известно, израильское министерство энергетики изучает и возможность экспорта газа в Европу. На такую возможность намекнул и президент США во время своего выступления в ООН. Хотя израильский газ обойдется Европе чуть ли не вдвое дороже, чем российский — в Израиле надеются на то, что европейцы будут готовы субсидировать поставки газа из Средиземноморского региона, чтобы уменьшить свою зависимость от России.
Александр Дубинский, «Детали». Фото: Томер Аппельбаум