2021-4-3 15:17 |
42-летний Омри Абрамович – социальный работник. Он основал некоммерческую организацию, которая помогает израильским бездомным. Но чтобы лучше понимать психологию бомжей, Омри сам стал жить на улице, научился клянчить деньги, питался в бесплатных столовых, использовал выброшенные картонные коробки, чтобы накрываться ими холодными ночами, а также завел несколько настоящих друзей.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_video"); });- Почему вы решили заняться бомжами?
- Я – социальный работник и психотерапевт. На протяжении многих лет занимался помощью бездомным – как в Израиле, так и за рубежом. Вместе со своим другом Ори Шохамом создал НКО "Home Base". У нас есть футбольная команда, состоящая из бомжей, хор женщин-бомжей и проект "шкафчики" (включающий установку складских помещений, где бездомные иерусалимцы могут хранить свои личные вещи – прим. "Детали").
- И все-таки – почему именно бомжи?
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube"); });- Дело в том, что я должен был получить степень магистра, предоставив публикацию на социальную тему. И в поисках нужного сюжета увидел как-то на улице бездомных – из тех, с кем мы постоянно сталкиваемся в повседневной жизни, не обращая на них никакого внимания. И в этот момент меня словно током ударило. Я сказал себе: «Почему, скажем, этот парень валяется на улице, его все видят и просто отводят взгляд?»... Я впервые задумался над тем, что происходит с людьми, выброшенными на обочину. И начал диалог с ними, который веду до сих пор.
Я познакомился и подружился со многими бездомными. Они меня очень заинтересовали. Нередко я предпочитал их компанию - компании якобы «нормальных». Некоторых из моих новых знакомцев я считаю настоящими героями, людьми с благородной душой, чья жизнь пошла наперекосяк. Судьба выбросила их на обочину, но они когда-то были полноправными членами общества, они знают, что такое дом и семья. Я жил вместе с ними, питался вместе с ними в бесплатных столовых.
- Но почему вы решили какое-то время стать такими же как они, ночуя на улице, укрываясь тряпьем, не пользуясь мобильным телефоном?
- Я хотел почувствовать то, что они чувствуют по-настоящему, а не понаслышке. Один из первых бомжей, с кем я общался, сказал мне: «Ведь по сути ты - раб, а я свободен». Я спросил его, как это сочетается с реальностью, и он ответил: «У тебя есть работа, семья, ипотека. Приходится бегать весь день, высунув язык, а я делаю все, что хочу». Эта реплика поставила меня в тупик. Я решил посвятить свою диссертацию бездомным – их опыту свободы. Должен заметить, что не все шли со мной на контакт, некоторые гнали меня прочь, а некоторые стали настоящими друзьями. С одним из них, Камалем, мы дружили семь лет, пока он не скончался от рака легких. Я был вместе с ним, когда он умирал, и устроил его похороны. Этот человек был грандиозной фигурой, это он посвятил меня в таинства уличной жизни и научил, как себя вести.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube_2"); });- Например?
- Искусству выживания. Как правильно просить подаяние. Как находить бесплатные столовые. Этот феномен называется «наставничество», и там, на улице, он действует в полной мере. Одни бездомные учат других, как выживать, оказавшись без средств к существованию, где можно попрошайничать, а где нельзя, где можно поесть: в бесплатных столовых или, как некоторые бомжи – в синагогах. Одно время я тусовался вместе с эритрейцами.
Они научили меня, что владельцы магазинчиков и лотков на рынке Кармель оставляют много еды, когда закрываются в конце дня, и ее можно забрать прямо там. Кроме того, меня научили, где лучше всего устраиваться на ночлег. Опаснее всего делать это прямо на улице, потому что это чревато всякого рода неприятностями. Вообще все, что происходит с бомжами – это отдельный рассказ, сюжет из «Заводного апельсина».
Бездомные – легкая цель, на них нападают, когда они спят на улице, молодые пьяницы, выходя из ночных клубов, могут накинуться на бомжа и избить его. Добавьте к этому и хроническую бессоницу, постоянные проблемы со здоровьем, и это не всегда наркозависимость. Очень часто – это язвы на ногах из-за грязи на улицах. Когда живешь на улице, трудно соблюдать гигиену, как бы ты ни старался.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube_3"); });- А что на уровне эмоций?
- На вас никто не обращает никакого внимания. Даже если вы просите или умоляете, большинство прохожих не останавливается. Вас не видят в упор, вы как бы не существуете. Жизнь на улице бесчеловечна. Безумие всегда рядом, а одиночество может свести с ума. Хотя, с другой стороны, я сталкивался и с удивительным проявлением человечности. К примеру, бездомные поддерживают своих друзей, страдающих от алкогольной и героиновой зависимости или от серьезных симптомов абстиненции.
Об улице справедливо говорят, что там «человек человеку - волк», но в то же время, как ни странно, можно столкнуться и с взаимопомощью, защитой. Понимаете, дегуманизирующий опыт игнорирования - самая сложная вещь для бездомных. Они всегда будут хотеть, чтобы вы проявляли к ним уважение, сидели рядом с ними, смотрели им прямо в глаза, не отводя взгляда.
Джо, известный бездомный в Яффо, был конченым алкоголиком, но всегда появлялся на улице чисто выбритым, до синевы. Как-то я спросил его об этой причуде, и он ответил: «Таким образом я сохраняю человеческий облик: пока я бреюсь, я остаюсь человеком». Один бездомный сказал мне, что всякий раз, когда у него заводятся деньги, он ходит в кино. В обносках, в рванье, грязный, но в кино. Почему? Потому что, когда он был мальчиком, родители водили его в кино. И еще одна деталь. Многие ошибочно полагают, что бомжи ленивы. Это – ошибка. Лениться для бездомных – значит просто умереть. Если вы не собираете бутылки, не просите милостыню или не идете в синагогу просить еды, вы останетесь голодным.
- Выталкивает ли людей на улице употребление наркотиков или жизнь на улице настолько невыносима, что единственный способ выжить - наркотики?
- Около двух третей бездомных употребляют героин, алкоголь и синтетические наркотики. Для некоторых спусковым крючком, который отправил их на улицу, стало злоупотребление психоактивными веществами, но есть многие, кто говорил мне: «Раньше я никогда не прикасался к наркотикам, но на улице должен это сделать». В исследовании говорится об этом, как о стратегии выживания. Способе облегчить психологическую боль.
Я помню, как рассердились бомжи на тогдашнего министра финансов Яира Лапида, когда он увеличил налог на алкоголь. Они проклинали его, не переставая. Алкоголики пьют не для удовольствия. Они пьют и оставляют немного в стакане на утро, чтобы руки не дрожали.
- Можно ли в общих чертах охарактеризовать израильских бомжей?
- Начнем с того, что в рамках существующей терминологии их называют обитателями улицы. Я критически отношусь к этому определению, потому что оно упрощенное. Бездомны ли те, кто живет в машине или в каком-то убежище? Во многих странах они считаются бездомными. Но не в Израиле по ряду экономических, политических и других причин. Дело в том, что чем шире определение, тем больше ресурсов потребуется выделить.
В Израиле бездомными признают при условии, что у них есть израильское гражданство и им исполнилось 18 лет. Вы знаете, сколько детей и подростков живет на улице? О них заботятся некоммерческие организации, а не государство. То же самое с людьми, не имеющими израильского гражданства. Согласно официальным данным, 2 500 уличных обитателей получают помощь в Израиле, а еще тысяча человек были идентифицированы таковыми, но им до сих не предложили помощь со стороны властей.
Ясно, что истинное число намного выше. Мой друг, лектор в колледже Сапир, доктор Шмуэль Шейнтох, который провел всестороннее исследование, оценивает истинное количество бездомных в Израиле около 18 тысяч человек.
- Как становятся бомжами?
- В исследовательской литературе говорится о личных и структурных причинах. К первым относятся, например, личные неудачи, зависимость, потеря поддержки и многое другое. Структурные причины носят микросоциальный характер: дискриминация, бедность, безработица и - самый важный элемент - несправедливое распределение ресурсов.
Обычно мы видим взаимодействие обоих факторов, хотя я считаю, что структурные причины преобладают. Существует мнение, которое гласит: покажите мне бездомных и я расскажу вам, в чем проблемы этого общества; и наоборот: расскажите мне, каковы социальные проблемы, и я скажу вам, что характеризует там бездомных. Бездомные - это зеркало нашего общества. Когда вы смотрите на них, то понимаете, в чем заключаются социальные проблемы.
- Можно ли считать, что в Израиле феномен бомжей из маргинального явления стал общественным в 90-х годах?
- Да. Именно тогда страну наводнили бомжи. В общей сложности репатриировалось около миллиона человек из бывшего СССР. Хотя было бы неверным принять утверждение, что этот феномен «русские привезли из России» - что, конечно, неправда. Но здесь, как мне кажется, сыграло свою роль сочетание структурных и личных причин.
Многие из новых репатриантов вели вполне пристойную жизнь в стране исхода. А потом приехали сюда, не зная языка или культуры, без близких или друзей, без какой-либо поддержки. Вот тут и проявились личные причины. Некоторые способны справиться с подобными трудностями, другие более уязвимы для микросоциальных процессов.
Кстати, когда я только начинал работать в этой сфере, около 70 процентов тех, кто находился под присмотром ведомственного отдела по делам уличных обитателей, были из бывшего Советского Союза. Сейчас пропорции изменились - я думаю, сейчас их процентов 50. Остальные – коренные жители.
- Как вы это объясняете?
- У меня нет точных данных. Я полагаю, что растущая бедность в Израиле и коронавирус выталкивают на улицу все больше людей.
Айелет Шани, "ХаАрец", М.К. Фото: Мегед Гозани
The post Израильские бездомные как они есть appeared first on НЭП.
источник »