2019-6-5 11:03 |
Но в отличие от обычного заповедника этот следует не холить и лелеять, а как можно скорее разрушить – не сам заповедник, а заповедное «Плодитесь и размножайтесь», которое израильтяне понимают слишком уж буквально.
«И наполняйте землю»
Всевышний наверняка имел в виду всю землю, а не безудержное «наполнение» одной, отдельно взятой страны. В новом отчете социологического центра «Мерказ Тауб» демографическим тенденциям в Израиле отведен отдельный раздел. Среди прочего, потому, поясняют составители отчета, что в Израиле сложилась уникальная демографическая ситуация.
Профессор экономики Ави Вайс из университета Бен-Гурион, руководитель работавшей над отчетом группы, пишет, что ситуация в Израиле – исключительная: на одну женщину приходится, в среднем, 3,1 ребенка; такого нет ни в одной из стран ОЭСР. Даже в следующих после Израиля по «плодовитости» Мексике и Турции женщины рожают в среднем почти на одного ребенка меньше. А о среднем показателе для ОЭСР и говорить нечего – он равен всего 1,7.
Вайс пишет, что и в новой истории это довольно редкое явление. Последний раз в Западной Европе столь высокая рождаемость была зафиксирована в 1931 году в Италии, а до этого в Германии в 1914 году и во Франции – в 1908-м.
«Виноваты» светские женщины
В еврейском секторе в этом плане наблюдаются большие различия между женщинами разных степеней религиозности. В 80-х годах прошлого века средняя рождаемость среди ультраортодоксов составляла 7 детей на женщину, среди светских – 2,5. С тех пор в ультраортодоксальном секторе рождаемость значительно повысилась, но затем наступил спад, и в 2007-2013 годах показатель был даже немного меньшим, чем в 90-е. А вот у женщин, не относящихся к ультраортодоксальному сектору, фертильность (среднее количество детей, рожденных одной женщиной) с 90-х годов последовательно повышалась. Иными словами, хотя именно ультраортодоксов принято считать ответственными за высокие показатели рождаемости в Израиле, следует обратить внимание и на то, что и среди светских женщин и «традиционалисток» фертильность никогда не падала ниже 2,2, то есть превосходила показатели всех других стран ОЭСР. Фактически, большую часть прибавки к повышению рождаемости в еврейском секторе на протяжении двух последних десятилетий можно записать на счет женщин не ультраортодоксального сектора.
ВВП и дети
Есть тесная связь между ВВП на душу населения и показателями рождаемости. Подавляющее большинство стран расположены вблизи кривой, демонстрирующей эту связь, но Израиль выбивается из общего правила – вместе с еще семью странами, почти все из которых (за исключением африканского Габона) – ведущие экспортеры нефти. Это Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Ирак, Оман и Экваториальная Гвинея.
Но Израиль – особый случай. В странах с подобным Израилю ВВП на душу населения фертильность намного ниже – от 1,24 в Южной Корее до 2,02 в Новой Зеландии, а в странах с подобной Израилю фертильностью ВВП на душу населения варьируется от 1.700 долларов на Гаити до 18.000 долларов в Алжире, а в среднем он – впятеро ниже, чем в Израиле.
И это не единственная наша «особость». Израиль – единственная страна среди ОЭСР, BRIC и развивающихся стран, в которой показатели рождаемости продолжали расти и после 1995 года. Фертильность в Израиле никогда не опускалась ниже 2,8 и даже повысилась до 3,1 в 1995-2015 годах (в значительной степени – за счет не ортодоксальных евреек). Есть и другие страны с когда-то подобными Израилю темпами роста фертильности (например, Россия, Индия, Бразилия и Китай), но там этот рост начинался с гораздо более низкой отметки, в среднем – с 1,4 ребенка на женщину. И во всех этих странах начиная с 1995-го и по 2015 год фертильность снижалась. Если бы в Израиле ситуация развивалось согласно общемировым тенденциям, сегодня фертильность в Израиле была бы на 0,75 ниже, чем в 1995 году, а не выше на 0,2.
Образование – не помеха
Известно, что уровень образования женщин – один из главных факторов, влияющих на показатели рождаемости. Попросту говоря, чем выше образование, тем меньше детей: образованные женщины предпочитают рожать меньше детей и больше вкладывать в каждого ребенка. Результат известен: желательное со всех точек зрения повышение уровня образования приходится оплачивать снижением фертильности. Так вот, у израильских арабок так все и обстоит – чем выше уровень образования, тем меньше у них детей. А вот у евреек – не так: уровень образования почти не сказывается на количестве детей и это относится как к ультраортодоксальным, так и к светским женщинам.
И возраст не помеха
Сдержать плодовитость еврейских женщин оказалось не в состоянии и повышение среднего возраста при рождении первого ребенка. У друзок и христианок этот возраст в течение 20 последних лет повысился на три года, а у мусульманок – на один год, и это действительно привело к снижению фертильности, а у евреек – нет: средний возраст рождения первого ребенка повысился на 2,8 года, но фертильность при этом не только не снизилась, но даже увеличилась на 0,4. Это означает, что еврейки стали все чаще рожать и в «продвинутом» возрасте.
Осторожно, дети!
В Израиле на эту тему не принято говорить, хотя большая часть стоящих перед страной экономических проблем, и в том числе жилищный кризис, вызваны именно повышенной, неконтролируемой рождаемостью. Израиль из года в год отстает от западноевропейских, да и вообще развитых стран по темпам прироста ВВП на душу населения. В абсолютном исчислении показатель все еще достаточно высок, но как бы нам, в конечном счете, не скатиться на уровень Габона и Экваториальной Гвинеи.
Драконовские меры, подобные китайским, в Израиле вряд ли уместны, но начинать нужно уже сейчас. И начать можно с малого. Например, лишить любвеобильных родителей пособий на третьего и более ребенка в семье. Разумеется, речь не идет об уже сегодня относительно многодетных семьях, получающих пособия. Но вот тех, кто только задумывается о третьем, тем более, четвертом, пятом и так далее ребенке, следовало бы заранее предупредить о том, что делать это они смогут сугубо за свой счет.
А вот пособия на первых двух детей можно было бы даже увеличить. Любопытно было бы рассчитать экономический эффект и, конечно, проследить за демографическим эффектом такой меры.
Виктор Хафин, НЭП. К.В. Фото: Pixabay
источник »