2019-8-18 08:00 |
Буквально в эти дни на иерусалимском кладбище «Хар ха-Менухот» завершаются работы по возведению уникального подземного кладбища. Его первая часть – 8 тысяч мест для захоронения из запланированных двадцати трех тысяч – откроется сразу после праздников месяца Тишрей.
Как объясняет Хананья Шахор, генеральный директор иерусалимского отделения «Хеврат кадиша», речь идет о поистине грандиозном проекте, общей стоимостью в триста миллионов шекелей, который построен без финансовой поддержки государства. Он был реализован при участии частной компании Rolzur, а платежи «Хеврат кадиша» разбила на десять лет. «Если бы мы этого не сделали, - говорит Шахор, - кладбище было бы приватизировано. Государство предпочитает приватизировать кладбища. За что государство платит, так это только за день захоронения. Так что, в реализации проекта не участвовала ни одна государственная структура. Я планировал ситуацию на случай, если будет трудно с платежами. Мы изначально взяли в расчет, что строим без чьего-либо участия».
var truvidScript = document.createElement('script'); truvidScript.async = true; truvidScript.setAttribute('data-cfasync','false'); truvidScript.type = 'text/javascript'; truvidScript.src = '//stg.truvidplayer.com/index.php?sub_user_id=567&widget_id=2529&playlist_id=1915&m=a&cb=' + (Math.random() * 10000000000000000); var currentScript = document.currentScript || document.scripts[document.scripts.length - 1]; currentScript.parentNode.insertBefore(truvidScript, currentScript.nextSibling);
Прежде чем опуститься в погребальные туннели, мы смотрим с Шахором на различные типы захоронения на кладбище: более или менее плотные, многоэтажные, позволяющие использовать площадь в десять раз эффективнее, чем при традиционном захоронении. Некоторые из сооружений кладбища имеют семь этажей захоронения. Как утверждает Шахор, проект предусматривает кардинальное решение проблемы, связанное с нехваткой земли под кладбища. «Если бы все делалось по-прежнему, - отмечает он, - пришлось бы выкорчевывать окрестные леса».
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube"); });Как вообще зарабатывает «Хеврат кадиша» - в Иерусалиме и в остальной части страны? Во-первых, продавая участки под захоронение живым (по разным данным, примерно треть жителей Израиля приобретает такие участки для себя еще при жизни), продавая участки под захоронение на знаменитых кладбищах и продавая участки нерезидентам Иерусалима – израильтянам и иностранцам - поскольку государство финансирует захоронение только израильских граждан.
За минувшие годы государство отказалось от строительства кладбищ, как это имеет место во многих в других областях. Возведение больниц и учебных заведений также основано на пожертвованиях. Кроме того, вопрос захоронений распределяется между многими ведомствами: министерство по делам религии отвечает за религиозные аспекты захоронения евреев, министерство внутренних дел отвечает за захоронение неевреев, управление по планированию - департамент министерства финансов - отвечает за планирование кладбищ, Израильское земельное управление отвечает за выделение земли, местные власти дают «добро» на строительство, служба национального страхования покрывает часть расходов на погребение, и дополняет весь этот пестрый список министерство здравоохранения.
Подземный город
«В мире нет подобного грандиозного сооружения», - заявляет Шахор. Он, по всей видимости, прав. Нет подобного современного подземного кладбища, но подземные погребальные сооружения известны на протяжении всей истории человечества, со времен пирамид.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube_2"); });Первая часть нового кладбища, которое займет площадь 25 тысяч квадратных метров, состоит из трех этажей, каждый из которых вмещает в себя три уровня могил, расположенных в специальных нишах. Перекрестки, - для ориентира, - помечены огромными стеклянными шарами красного и оранжевого оттенков; есть и специальное освещение. Следующая очередь кладбища, глубиной в пятьдесят метров, будет насчитывать четырнадцать этажей, каждый по три уровня, предусмотрены специальные лифты и скутеры для передвижения.
Архитектор Цафрир Ганани, партнер компании Peleg Architects, который разработал проект, отмечает: «Это напоминает настоящий подземный город, а центральная шахта, предназначенная для вентиляции, стала своего рода городской башней». По его словам, это, безусловно, дорогое решение, но оно помогает решить проблему, связанную с отсутствием участков под захоронения; он также добавляет, что подобный проект возможен лишь там, где есть гористая местность, например, в Хайфе.
И, тем не менее, многие специалисты указывают на то, что проблема участков под захоронение будет с каждым годом становиться все острее, и потому следует, по всей видимости, рассмотреть и другие варианты, такие, скажем, как кремация.
Как считает Алон Натив, генеральный директор Ali Shelechat, компании, которая предлагает услуги по кремированию, с традиционным погребением с течением времени возникает все больше сложностей, в том числе, и чисто экологических.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube_3"); });«Кладбища очень часто располагаются на окраинах городов, помимо негативного визуального эффекта, они создают проблемы и для окружающей среды, - добавляет он. – Мир постепенно переходит к процедуре кремации. Это более экологично и эффективно. Это процесс, который, в отличие от обычного захоронения, не чреват загрязнением подпочвенных вод, потому что тело при разложении выделяет метан». Как утверждает Натив, к услугам его компании прибегают в год как минимум несколько сот человек.
И все же главный вывод состоит в том, что государство не готово взять на себя ответственность в этом непростом вопросе. Единственное, что удалось выяснить, опросив чиновников различных ведомств, в том числе, министерства по делам религий и министерства финансов, что есть планы по сооружению огромного кладбища в Негеве, где нет ограничений по территории. «В конце концов, - как сказал один чиновник, - люди не посещают кладбища вечно».
Наама Риба, «ХаАрец», М.К. К.В. На снимке: существующий на «Хар хаМенухот»
наземный погребальный комплекс. Фото: Эмиль Салман