2021-4-21 08:22 |
Как известно, всему есть своя цена: коронавирус вынудил залезть в долги не только рядовых граждан, но и страну в целом – государственный долг достиг почти 1 триллиона шекелей в 2020 году, по сравнению с 823 млрд в 2019 году.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_video"); });В течение 2020 года Израиль взял в долг 265 млрд шекелей. Это беспрецедентная сумма - примерно 230 процентов от объема мобилизации капитала в обычный год. 72 процента этой суммы было собрано в Израиле. Дефицит госбюджета увеличился более чем втрое за 2020 год и достиг масштаба, сравнимого разве что с 80-ми годами прошлого века.
Если добавить ко всему этому резкое сокращение налоговых поступлений с начала кризиса и пролонгированный бюджет, можно себе только представить, насколько важен опубликованный отчет главного аудитора министерства финансов Яли Ротенберга. В этом документе, как в зеркале, отразились все наиболее острые проблемы экономики: потребность в финансировании расходов на пособия по безработице, закупки медицинского оборудования, помощь бизнесу и многое другое.
К счастью, экономика вошла в кризисный период в благоприятных условиях, учитывая сравнительно низкое соотношение долга к ВВП и высокий кредитный рейтинг. Во время кризиса кредитный рейтинг Израиля был подтвержден дважды, что также помогло зарубежному кредитованию под относительно низкий процент.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube"); });Намек на повышение налогов?
Хотя в своем отчете Ротенберг отмечает профессиональные действия правительства в кризисной ситуации, он в то же время намекает, что в будущем правительство будет вынуждено сократить свои расходы, а также поднять налоги, чтобы уменьшить непомерно выросший дефицит госбюджета.
Отвечая на вопрос, как будет вести себя минфин, если и на сей раз не будет создано нормально функционирующее правительство, в особенности, в контексте необходимости сокращения дефицита, Ротенберг заметил: «Я предпочел бы не касаться этого, а просто скажу, что мы постоянно занимаемся поиском альтернативы. Всем понятно, что политическая определенность необходима, как необходим порядок установления приоритетов, нормальный государственный бюджет, который придал бы устойчивости всей системе. Это то, к чему мы, как страна, должны стремиться.
У нас есть множество планов действий в чрезвычайных ситуациях. Некоторые из них относительно легко реализовать, а некоторые труднее. Иногда изменение, которое вы хотите внести, сложно само по себе, потому что требует изменения законодательства или специального решения правительства, что сегодня не так-то просто. Так что механизм изменений сложен, но возможен».
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube_2"); });Ротенберг не исключает, что может возникнуть необходимость в повышении налогов. Что же касается сокращения дефицита, то в будущем, по его словам, потребуются фискальные меры как со стороны доходов, так и со стороны расходов, с упором на утверждение госбюджета и экономический рост. Главный аудитор считает, что в любом случае не возникнет такой ситуации, когда Государство Израиль не выдержит долгового бремени.
Высокие процентные ставки на сто лет
Как и в предыдущие годы, подавляющая часть государственного финансирования поступала с внутреннего рынка – объемы эмиссии увеличились втрое по сравнению с 2019 годом.
«Удобный и быстрый доступ к рынкам капитала в Израиле и за рубежом свидетельствует о готовности инвесторов вкладывать в израильскую экономику и ее финансовой мощи, а также способности государства обеспечить широкое финансирование в короткие сроки, даже в условиях глобального кризиса», - отмечается в отчете главного аудитора минфина.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube_3"); });Надо сказать, что в последнее десятилетие Израиль выгодно выделялся среди других стран уверенной тенденцией сокращения отношения долга к ВВП. Однако в связи с коронакризисом в 2020 году отношение долга к ВВП выросло на 12,4 процента по сравнению с 2019 годом. В то же время нельзя говорить о исключительности данного показателя: в других развитых странах этот показатель вырос более чем на 20 процентов.
Как отмечается в отчете, объем эмиссии на внешнем рынке в годовом исчислении составил 74 млрд шекелей. Более того, в 2020 году Израиль впервые выпустил облигации сроком на 40 и 100 лет. В этом контексте отмечено, что «выпуски характеризовались высоким спросом со стороны известных и зарекомендовавших себя иностранных инвесторов».
Следует отметить, что процентные ставки, по которым были выпущены столетние облигации, считаются довольно высокими, что нередко подвергается серьезной критике. Но возникла необходимость в немедленном финансировании на крупные суммы и в короткие сроки, что не всегда представляется возможным на внутреннем рынке.
Как утверждает Ротенберг, Израиль получил высокую оценку от рейтинговых компаний, поскольку хорошо справился с ситуацией, вызванной коронавирусом. «То, как мы справляемся с кризисом, считается правильным. Все правительства в мире столкнулись с трудной ситуацией, и во многих странах государство пытается решить схожие с израильскими проблемы, и, как правило, схожими методами. Снижение уровня безработицы и поддержка темпов роста экономики – вот что важно для рейтинговых компаний. И вот почему они считают, что нам удалось справиться с кризисом, вернув жизнь в привычное русло».
Соня Городейски, Walla, М.К. На снимке: Яли Ротенберг. Фото: Ширан Гранот
The post Год пандемии коронавируса дорого обошелся Израилю appeared first on НЭП.
источник »