2020-9-9 17:01 |
Профессору Ави Симхону, занимающему пост главы Национального экономического совета в министерстве главы правительства, приходится в дни кризиса, вызванного пандемией коронавируса, очень непросто. По сути, он является экономическим советником Нетаниягу, а значит от него ожидают рекомендаций, которые скажутся положительным образом как на экономике, так и на репутации премьер-министра. Что, в принципе, невозможно: преодоление экономического кризиса всегда требует от политиков непопулярных шагов и сам Нетаниягу это проходил в начале 2000-х.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_video"); });Но сегодня премьер-министр не в том положении, чтобы идти на непопулярные меры, и потому профессору Симхону приходится непросто. Возможно поэтому глава Национального экономического совета решил сосредоточиться не на будущем восстановлении экономики, а на материальном положении израильтян. В принципе, этому есть вполне научное объяснение: чем лучше будет материальное положение население, тем больше оно сможет тратить денег, а потребление является основным двигателем израильской экономики… Дальше все ясно.
Выплаты единовременного пособия многочисленным прослойкам населения в канун праздника Песах и всем гражданам Израиля в августе — идея профессора Симхона. Спорная и дорогостоящая (порядка 9 млрд шекелей), но не сказать, чтобы плохая. В Израиле «разбрасывание денег с вертолета» не практиковали ранее, а вот в мире такое практикуют, в частности в США. Преимущество подобного «разбрасывания денег в том», что они точно попадают в карман граждан и вопрос только в том, захотят ли граждане потратить полученные деньги. Судя по росту трат населения в августе, которые по различным оценкам оказались на 7-13 процентов выше, чем в августе прошлого года, полученные деньги населения тратило, хотя бы частично.
Что касается недостатков, то разбросанные сегодня с вертолетов деньги весной на деревьях не вырастут, и в дальнейшем правительство должно будет их «стрясти» с населения тем или иным образом.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube"); });Новая идея профессора Симхона намного более проблематична — снижение НДС на 5%, с 17 до 12 процентов. Естественно, чтобы поощрить потребление и заодно «получить плюс в карму премьер-министра», заботящегося о гражданах. Есть и пример: правительство Германии решило снизить (временно, на шесть месяцев, начиная с июля) обычную ставку НДС с 19% до 16% и пониженную ставку НДС с 7% до 5%, чтобы стимулировать экономику, которая сильно пострадала во время пандемии коронавируса.
Сразу скажу несмотря на то, что я, как потребитель, по идее должна выиграть от этого шага: идея абсурдна.
Прежде всего, что это значит для потребителей? При условии, что продавцы скорректируют цены соответствующим образом, применяется следующий пример расчета: любой, кто платит цену в 100 шекелей за продукт с обычной ставкой НДС, должен в итоге заплатить 117 шекелей, включая налог. При сниженном НДС эта сумма составит 112 шекелей.
И здесь мы сталкиваемся с первой проблемой: нет в Израиле закона, обязывающего продавца снизить цену на эти самые пять шекелей. То есть НДС, конечно, снизится, а вот что с самой ценой? Как уже бывало не раз, как при снижении налоговых пошлин, так и при снижении НДС, импортеры и торговые сети не упускают возможности увеличить свой доход, поскольку никто не принуждает их изменять цены в соответствии с утвержденными льготами. Единственный, кто в состоянии оказать давление, это потребитель, который может ударить шекелем по тем, кто наживается за его счет, но в Израиле подобное редкость. Практика показывает, что снижение НДС в полном объеме просто не доходит до потребителя, в лучшем случае речи идет о 30-40 процентах. То есть снижение налога что-то даст потребителю, но немного, а большая часть останется продавцу и импортеру.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube_2"); });Вторая проблема: при покупке продуктов питания и товаров повседневного спроса вряд ли снижение покажется ощутимым. А вот при покупке товаров длительного пользования, включая одежду и обувь, а также бытовую электронику, кухонную технику, мебель и, автомобили, снижение НДС может обеспечить потребителям уже реальную экономию. И это замечательно, вот только нет у нас отечественных автомобилей, телевизоров, смартфонов и так далее. В Германии есть, а у нас нет, и потому увеличив потребление крупных товаров из-за снижения цены, мы никуда не будем толкать израильскую экономику. А будем толкать корейскую, немецкую, китайскую. Тоже надо, конечно, вот только почему мы за это должны платить?
Третья проблема как раз в вопросе оплаты. Снижение НДС на 1% снижает налоговые поступления примерно на 5 млрд шекелей в год. То есть снижение на 5% уменьшит доходы государства примерно на 25 млрд шекелей, но, с другой стороны, возможно вырастет потребление, импортеры заплатят больше налогов… Скажем, 20 млрд шекелей в год. Кто их потом в казну государства будет возвращать?
Еще одна проблема в снижении НДС — оно несет в себе намного больше выгоды для обеспеченных израильтян, чем для бедных. Согласно данным ЦСБ за 2017 года, наиболее обеспеченные израильтяне выплачивают в месяц НДС на более чем 3 500 шекелей, а самые малообеспеченные — всего примерно на 700 шекелей. Естественно, что снижение НДС на 5% несет в себе намного больше пользы для богатых и не уверен, что это должно быть путеводной звездой главы Национального экономического совета в министерстве главы правительства. Это, к слову, актуально и для единовременного пособия для всех граждан Израиля: очевидно, что у обеспеченных израильтян выплаченная сумма отправилась в сбережения, не принеся никакой пользы экономике.
Можно ли снизить НДС так, чтобы это принесло реальную пользу и потребителям и экономике? Можно и есть пример — Великобритания, где правительство ввело снижение налога с продаж (VAT) с 20% до 5% для гостиничной и ресторанной индустрии в рамках мер по поддержке наиболее пострадавших секторов экономики в условиях пандемии коронавируса. Идеально для Израиля, чтобы стимулировать потребление и таким образом защитить рабочие места, но нереализуемо, так как в Израиле не существует подкатегорий НДС. Либо он есть, либо его нет (как в Эйлате, к примеру).
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube_3"); });Хотя Эйлат, наверное, не является удачным примером того, как отмена НДС помогла успешному развитию туристической отрасли.
Юрий Легков, НЭП. На фото: заседание правительства. Фото: Хаим Цах, GPO
The post Есть множество причин не снижать НДС на 5%, и потому это вполне может произойти appeared first on НЭП.
источник »