2019-1-16 08:10 |
Лондонский аэропорт Гатвик пришлось недавно закрыть более чем на сутки из-за того, что неподалеку без разрешения пролетал дрон. Подобные истории – не редкость, они постоянно попадают на первые полосы газет, вызывая большой резонанс, но до сих пор, увы, еще не привели к тому, чтобы любителей БПЛА взяли под строгий контроль. И это происходит по мере того, как неуклонно растет число гиков (так называют человека, увлеченного поп-культурой, будь то комиксы, игры, фантастика и проч. – прим. «Детали»), и многие из них – подростки, получающие гаджет в качестве подарка на день рождения.
В Израиле на данный момент насчитывается около 20 000 беспилотников; их применяют не только любители – они используются для фотосъемок и сельского хозяйства. Однако, несмотря на риск для общественной безопасности и неприкосновенности частной жизни, Израиль даже не применяет свои устаревшие правила 1981 года, законодательно закрепленные тогда, когда беспилотники были далекой мечтой.
«Наряду с преимуществами использования БПЛА, растет уровень риска их неблагоприятного применения в сферах охраны, преступной деятельности и безопасности, что может причинить вред жизни и подорвать государственную безопасность», – написал госконтролер Йосеф Шапира в отчете за ноябрь 2017 года.
Шапира согласен с тем, что существует разрыв между действующим законодательством и способностью Израиля справляться с опасностями. Он упоминает угрозу безопасности самолетов и опасность того, что террористические и криминальные организации начнут использовать беспилотники.
По оценкам отрасли, основной угрозой может быть доставка товаров с помощью беспилотников в тюремные дворы или взрывчатых веществ – террористическими группами, но Шапира отмечает, что штраф за неправомерное или незаконное использование беспилотника никого не удерживает.
С ноября 2017 года прошло более года, и использование беспилотников любителями только набирает силу. Законодательство об авиации 1981 года касается радиоуправляемых моделей самолетов, которые имели большой успех в 80-х годах – и теперь на этом основана вся частная индустрия дронов.
Согласно законодательству 1981 года, беспилотники не должны летать выше 50 метров от земли. Они также не могут летать «на расстоянии менее 250 метров от жилого квартала, общественного здания, такого как школа, больница или кинотеатр, или места, где собираются люди». Но соблюдение этих условий практически отсутствует.
Так, в марте председатель парламентской комиссии по науке и технологии Ури Маклев («Еврейство Торы») сформировал подкомитет для решения этой проблемы во главе с депутатом Хаимом Елиным («Еш атид»). Но комитет собирался только дважды – в марте и в июле.
Во время первого обсуждения адвокат из Управления гражданской авиации сказал, что поправка к закону будет представлена в течение шести месяцев и отчет контролера будет рассмотрен. Но комитет не собирался в течение шести месяцев. В ходе обсуждения было также отмечено, что полиция еще не разработала стратегию борьбы с беспилотниками.
Кстати, в Израиле частное лицо, которое покупает беспилотник, практически может и не догадываться, что надо следовать закону 1981 года. Не так просто даже найти его текст.
Ноам Мильштейн, начальник управления беспилотных летательных аппаратов в Управлении гражданской авиации, называет эти устройства «небесными электрическими велосипедами». Более года он работает над законопроектом о совместном использовании небес беспилотниками.
«Дрон – это многоцелевой самолет, модельный самолет, беспилотный самолет. Проблема в том, что любое определение является правильным. Знакомый беспилотник Phantom 4 становится самолетом для коммерческого использования, которым управляют солдаты, когда его применяет «Амазон» и когда он используется в сельскохозяйственных целях, – говорит Мильштейн. – Он подпадает под действие закона об авиации и не имеет отношения к поправке 1981 года, когда в мире не было беспилотников. Беспилотные самолеты были хобби закрытого клуба; вам пришлось бы пройти обучение, потому что в противном случае устройство сломалось бы».
По словам Мильштейна, несмотря на отсутствие ясности, когда частные лица приобретают беспилотники, они должны получать брошюрку, содержащую правила использования гаджета, основанные на законодательстве 1981 года. Но он признает, что Управление гражданской авиации не знает, прилагаются ли инструкции к коробке с каждым беспилотником, продаваемым в Израиле.
Тем не менее, он считает, что осведомленность среди любителей растет; они знают, что есть четкие инструкции. «У нас была успешная радио-кампания, но этого недостаточно, и нужно больше информации о законе, – подчеркивает он. – Существует закон по этому вопросу, и законодательного вакуума не было с тех пор, как Управление гражданской авиации приняло закон и выпустило брошюру, где говорится, что нужно и чего нельзя делать». Пока люди соблюдают правила, только дрон может быть поврежден».
Согласно оценкам в индустрии дронов, рынок продажи и ремонта дронов имеет годовой оборот в сотни тысяч шекелей. По данным ZAP, веб-сайта сравнения цен в интернете, средняя цена БПЛА в 2017 году составила 4 443 шекеля ($ 1210), а в прошлом году увеличилось на до 5033 шекелей.
Из продаваемых в Израиле дронов 60 процентов стоят около 500 шекелей, 20 процентов — 1000 шекелей и 30 процентов оцениваются от 3000 до 10000 шекелей. ZAP также говорит, что спрос на беспилотники в прошлом году вырос на 20 процентов; а на Песах рост продаж составил 90 процентов. Видимо, многие люди покупали беспилотники в качестве праздничного подарка, возможно, для детей.
Старший руководитель одной из цепочек, продающих дроны, говорит, что когда дело доходит до их использования в семье, недостаточно осведомленности о возможных угрозах, кроме настороженности со стороны некоторых родителей.
«Мы пытаемся напомнить им, что это инновационный продукт, который требует большой личной ответственности, и есть родители, которые относятся к этому серьезно и задают вопросы. По-видимому, позже они также берут на себя ответственность за то, что происходит дома, – говорит он. – Однако во многих случаях мы сталкиваемся с родителями, которые заинтересованы только в том, чтобы купить детям игрушку. У нас действительно нет никакого способа узнать, как и где дети будут использовать дрон, и будет ли кто-нибудь контролировать его и гарантировать, что они знают, как им пользоваться».
Мильштейн знает об этом положении и признает, что существует множество проблем безопасности.
«Только в этом году было 30-40 звонков от пилотов, которые сообщили, что дрон находился на расстоянии 75–100 метров от них во время взлета или посадки, – признает он. – В такой ситуации нет способа узнать, кто им управляет».
Омри Бишор – главный технолог AgriDrones, чей беспилотный распылитель имеет емкость 15 литров (4 галлона) и вес 30 килограммов (66 фунтов). Он хорошо знает о различиях между любительским и коммерческим использованием дронов.
По его словам, чтобы доставить коммерческий беспилотник в Израиль, необходима лицензия на импорт от Управления гражданской авиации и министерства связи, которую можно получить только после декларации о намерениях и предоставления документов.
«После получения дрона вы должны предоставить документы, которые включают в себя руководство по безопасности и руководство по техническому обслуживанию…. После регистрации самолета вы получаете разрешение на испытание, – рассказывает он. – Обычно разрешение ограничено определенными областями и определенным периодом, а также после получения инструкций по технике безопасности. Такой пробный день стоит нам от 4000 до 5000 шекелей, и мы провели около 60 таких дней, и использовали двух операторов беспилотных летательных аппаратов и авиатехника. Такое разрешение стоит около 300 000 шекелей».
Мильштейн надеется увидеть изменения в правилах, в основном – для небольших коммерческих операторов, таких как свадебные фотографы, и для широкой публики. Таким образом, они будут работать в соответствии с законом, и каждый день израильтяне будут знать, что все больше и больше детей присоединяются к популярному хобби, не зная об опасности, которая подстерегает.
«На данный момент существует нормативная нагрузка, которая не соответствует потребностям коммерческого рынка. Население изменилось, как и стоимость беспилотников, и их возрастающее использование, – уточнил Мильштейн. – По нашим оценкам, в Израиле около 20 000 дронов используются для спорта и отдыха, 378 из них – коммерческие и прошли длительный процесс регистрации».
Как утверждает Мильштейн, единственной страной, которая ввела всеобъемлющее законодательство, являются США – в 2016 году.
В рамках законопроекта, который продвигает Управление гражданской авиации, любители должны будут зарегистрироваться на специальном веб-сайте и пройти тест на знание правил; регистрационный взнос составит 30 шекелей.
Компьютеризированная система регистрации операторов беспилотных летательных аппаратов будет также включать регулярные обновления для операторов, связь с представителями Управления гражданской авиации и ссылку для сообщения о событиях безопасности полетов.
По словам Мильштейна, у большинства пользователей беспилотных летательных аппаратов нет никакого криминального умысла, поэтому он не ожидает каких-либо проблем с добровольной регистрацией. Тем не менее, обоснованность этого предположения не может быть предсказана, если хобби с БПЛА постоянно растет, а правоприменение недостаточно контролируется.
Как говорит Мильштейн, с коммерческой точки зрения есть планы дальнейшей организации, которая облегчит работу компаний, управлящих беспилотниками, не говоря уже о свадебных фотографах и тому подобное. Вместо 14 000 шекелей за лицензию их взнос составит не более нескольких тысяч шекелей.
Примерно через две недели новый законопроект будет опубликован для общественного обсуждения. Предполагается, что в течение трех-четырех месяцев он будет готов к утверждению парламентской комиссией по экономике; оттуда он перейдет в министерство юстиции, а затем будет вынесен на пленарное заседание Кнессета.
Теперь, когда всеобщие выборы назначены на 9 апреля, можно предположить, что любой прогресс в этом вопросе будет отложен.
Габриэла Давидович-Вайсберг, Рафаэла Гойхман, «ХаАрец», М.К. К.В.
Фото: Pixabay
источник »