2023-3-5 20:00 |
В современной истории нет другого парламента демократической страны, который принял бы за такое короткое время столько революционных, спорных, хищных и расистских законов — на фоне такого сильного противодействия со стороны широкой общественности.
Правая коалиция во главе с Биньямином Нетаниягу ускоряет невиданную законодательную вакханалию. Цель: превращение Израиля в страну не демократическую, не эгалитарную и не либеральную.
Неполный перечень законопроектов, которые прошли в кнессете, заставит сердце любого здравомыслящего человека биться чаще. Он включает голосование в предварительном чтении по поправке к основному закону о правительстве, которая почти полностью ограничит возможность отстранения премьер-министра как «неспособного исполнять должность» - за исключением причин медицинского или психического состояния - и без какой-либо возможности судебного пересмотра решения.
Далее: продвижение поправки к основному закону, призванной вернуть депутата кнессета Арье Дери за стол правительства и вообще предотвратить судебное вмешательство в назначение министров. В ходе сделки о признании вины в начале прошлого года Дери согласился на условный приговор за уклонение от уплаты налогов и обязался уйти из политики, что, по мнению суда, делает его непригодным для занятия министерской должности.
Также продвигается закон о смертной казни для террористов, который, как объясняют все эксперты по безопасности, неэффективен. При этом он сформулирован таким образом, что не будет применяться к случаям еврейского терроризма, что вызывает критику закона во всем мире и превращает Израиль в государство-изгой на международном уровне.
Все это происходит в то время, когда комиссия кнессета по законодательству продолжает энергично продвигать законопроекты сочетающие абсурд с наглостью: с одной стороны, сокращение судебного надзора БАГАЦ над обычными законами, так что суд может аннулировать такие законы только при абсолютном большинстве в 12 голосов из 15 судей. С другой стороны, кнессет сможет легко преодолеть дисквалификацию закона, если таковая вообще будет возможна, с помощью пункта о преодолении вето БАГАЦа обычным коалиционным большинством из 61 депутата кнессета.
Если бы инопланетяне приземлились в кнессете и попробовали бы угадать, в какой стране они находятся, они почти наверняка сказали бы, что это банановая республика, контролируемая жестоким диктатором. Это совсем не похоже на демократию, даже близко.
Симметрии нет
Стоит задуматься, попробовать понять значение закона, ограничивающего признание премьер-министра непригодным к исполнению занимаемой должности. Представьте себе ситуацию, когда премьер-министр призывает своих сторонников штурмовать суд, где проходит его судебный процесс. А теперь представьте, что его горячие сторонники действительно будут действовать как сторонники Дональда Трампа, пытавшиеся захватить Капитолий в январе 2021 года в США.
Законопроект запрещает генеральному прокурору — или кому-либо, кроме правительства, — объявлять премьер-министра неспособным исполнять свою должность. Законопроект позволяет половине министров объявить премьер-министра недееспособным, но, опять же, только по причинам физического или психического здоровья. Что ж, большинство министров считают, что судебный процесс над Нетаниягу не должен продолжаться.
Действительно, какой-либо правовой процедуры по объявлению премьер-министра недееспособным не существует. Неясно, каковы точные юридические основания, неясно даже, какой орган уполномочен делать такое заявление.
Поэтому БАГАЦ обязан обсудить иски с требованием объявить Нетаниягу недееспособным, и поэтому юридической советнице правительства Гали Бахарав-Миаре придется представить свое юридическое заключение по этому вопросу.
Но ситуация не симметрична. Бахарав-Миара делала все, что было в ее силах, чтобы избежать обсуждения этого вопроса. Обсуждение было навязано ей. Видно, что она не заинтересована в этом. На самом деле ее постановление о том, что Нетаниягу не следует допускать к рассмотрению законодательства о пересмотре судебной системы — из-за суда над ним — было сделано именно для того, чтобы предотвратить необходимость обсуждения возможной недееспособности.
С другой стороны, Нетаниягу грубо нарушил все нормы, а также все обязательства, данные им БАГАЦу. Он подписал коалиционные соглашения, в которых содержится явное обязательство ослабить судебную систему. Он сознательно назначил министра юстиции, целью жизни которого является уничтожение судебной системы.
Он неоднократно отрицал право юридического советника правительства диктовать ему соглашение о конфликте интересов, после того как он обязался в БАГАЦе принять такое соглашение. Даже когда он якобы соблюдает ограничения – он действует за кулисами. Налицо отсутствие симметрии: судебная система проявляет сдержанность, а Нетаниягу этим злоупотребляет.
Законопроект, исключающий возможность признания премьер-министра недееспособным, предоставит Нетаниягу иммунитет от любых ограничений, о которых он договорился с БАГАЦем. Приведет ли снятие этих ограничений к тому, что Нетаниягу поднимет телефонную трубку, чтобы остановить действия коалиции, направленные на уничтожение демократии?
Если бы Нетаниягу хотел остановить это безумие, он мог бы действовать прямо сейчас. Все свидетельствует о том, что направление его коалиции прямо противоположно. Поэтому не ослабление судебной системы нужно. Наоборот - творящееся сегодня в кнессете законодательное неистовство усиливает необходимость сдерживания исполнительной власти и критики законодательной власти.
Идо Баум, «ХаАрец». Фото: Ноам Москович, пресс-служба кнессета
The post Если бы Нетаниягу хотел остановить это безумие, он мог бы действовать прямо сейчас appeared first on НЭП.
источник »