Экономическая турбулентность – 2020-2023: победители, проигравшие и что будет дальше

Экономическая турбулентность – 2020-2023: победители, проигравшие и что будет дальше
фото показано с : nep.co.il

2022-12-8 07:00

Последние три года были, пожалуй, самым необычным периодом в мировой экономике за все наше поколение. Это началось весной 2020 года, когда локдауны полностью парализовали целые сферы экономики. После глубокого, но непродолжительного спада наступило сумасшедшее восстановление. Затем пришла инфляция.

Мировая экономика, которая уже находилась в ускоряющемся экономическом цикле, сейчас переживает самый быстрый рост процентных ставок с 1980-х годов. Грэм Секер из Morgan Stanley говорит, что политика, проводимая в качестве реакции на вспышку заболеваемости ковидом, потрясла экономику и вывела ее из фазы стагнации, в которой та находилась – медленного роста и низкой инфляции, преобладавших до эпидемии, – и это возвестило о начале новой эры.

Неудивительно, что экономическая атмосфера абсолютно изменилась. Мы изучили, какие американские отрасли и фирмы добились наилучших результатов за последние три года, судя по их результатам на фондовых рынках. Наиболее заметным явлением стало то, что лидеры на рынке резко сменились. Технологические гиганты больше не лидируют в гонке, а компании, которые когда-то казались устаревшими и неповоротливыми, вдруг обрели новую жизненную силу.

В качестве отправной точки анализа мы выбрали 1 января 2020 года. С тех пор S&P 500, ведущий фондовый индекс США, вырос на 23 процента. Самый эффективный сектор – энергетика, за ним следуют информационные технологии (ИТ). Сектор здравоохранения также показал хорошие результаты, чего и следовало ожидать от кризисного периода в сфере здравоохранения. Второй по результативности компанией в S&P 500 была производитель вакцин Moderna, акции которой подскочили почти на 800 процентов.

Производственные компании росли примерно такими же темпами, как и индекс, как и компании, производящие потребительские товары. А вот предприятия, производящие не самую необходимую продукцию для личного потребления, пострадали от инфляции. Хуже всего пришлось таким сферам экономики, как недвижимость, банки и телекоммуникационные услуги. В нижней части шкалы эффективности находятся круизные компании, такие как Carnival, чьи долги резко возросли, а акции рухнули, как якорь, брошенный на дно океана.

Изучение производительности по изменениям стоимости акций на бирже также имеет свои недостатки. Ценовые американские горки у акций Tesla (рост на 550 процентов) демонстрируют влияние, которое оказали мимолетные причуды и изменения в аппетитах инвесторов. Но со временем успех бизнеса отражается и на цене акций на рынке. Это также помогает понять, как восприятие инвесторов меняется в среднесрочной перспективе. Для надлежащего анализа следует разделить трехлетний период на три фазы: фазу пандемии и локдаунов, фазу повторного открытия и текущую фазу, характеризующуюся ростом инфляции.

Разворот Федерального резервного банка

Флагманскими инвестициями в эпоху застоя – до начала пандемии – были компании с малыми активами: в основном компании-разработчики программного обеспечения, которые извлекают выгоду из развития Интернета, а также производители брендовой продукции. Компании, основанные на идеях и данных, имели фору перед теми, что опирались на физический капитал.

В первую часть эпидемии преобладали эти тенденции. Фаза локдаунов продлилась до 8 ноября 2020 года, так как 9 ноября были опубликованы результаты клинических испытаний вакцины Pfizer, что изменило картину. Крупнейшими победителями на первом этапе стали технологические компании и компании, производящие второстепенные потребительские товары (Amazon выросли на 79 процентов), а также предоставляющие услуги связи (Netflix на этом этапе выросли на 59 процентов). В проигрыше оказались компании по недвижимости, банки и энергетические компании. В причинах этого особых сомнений нет. Многие оказались заперты дома, из-за чего стали зависеть от ПО и служб доставки. Офисы были почти пусты, люди почти не ездили и не летали (удар по нефтяным компаниям), а банки пострадали от низких процентных ставок и растущих опасений по поводу возможности погашения долгов потребителями.

На следующем этапе, когда локдауны завершились, и все снова открылось и заработало, происходит разворот. Уже энергетические компании стали крупными победителями, за ними следуют технологические компании, компании по недвижимости и финансы – благодаря оптимизму и росту цен на активы. Инфляция начала поднимать голову, но по-прежнему рассматривалась как симптом роста, а не как угроза сама по себе.

На третьем этапе, который начался в начале 2022 года, Федеральный резервный банк перестал спокойно относиться к инфляции и начал ее опасаться. Ожидания повышения процентной ставки усилились, а фондовые рынки упали. Все отрасли, кроме энергетики, рухнули. Наряду с теми, кто пострадал больше всего, были победители первого этапа: подешевели акции технологических компаний, потребительских товаров и услуг связи. Временной горизонт для инвесторов сократился. Цены на акции компаний, прибыль которых ожидается в долгосрочной перспективе, в основном технологических компаний, упали.

Проблемы хайтека

Глядя на последние три года в целом, наиболее эффективными отраслями показали себя энергетика и информационные технологии. Энергетический сектор воплощает в себе стоимостное инвестирование, а хайтек – в противоположность этому – инвестиции в рост. Эти два сектора стали зеркальным отражением друг друга. Энергетический сектор, особенно нефтяные компании, такие как ExxonMobil и Chevron, пережил ужасный 2020 год, за которым последовали два хороших года. За эти два года нефть росла более резкими темпами, чем падала в 2020 году.

У технологических компаний было два очень хороших года до кризиса 2022 года, но внутри отрасли есть много различий. В категории «бигтек» («крупные технологии»), в которую входят крупнейшие технологические компании, наблюдаются очень большие разрывы в показателях. Акции Meta, материнской компании Facebook, потеряли почти половину своей стоимости, в то время как акции Apple резко выросли. Цена акций компании по разработке чипов Nvidia выросла на 166 процентов, в то время как акции производителя чипов Intel упали.

Какие из тенденций последних трех лет сохранятся в долгосрочной перспективе, а какие окажутся преходящим явлением? Технологические компании сталкиваются со структурными проблемами. Компании, которые быстро росли в последнее десятилетие, такие как Amazon и Netflix, уже зрелые компании. Конкуренция между технологическими гигантами стала более агрессивной. Теперь, когда они настолько велики, а спрос на их рынке снижается, им не избежать падения.

Основным фактором, привлекающим инвесторов в этот сектор, является то, что технологические компании не являются капиталоемкими. После того, как цифровая платформа создана, добавление новых клиентов не требует серьезных затрат, как в случае с традиционной компанией.

«Amazon потребовалось гораздо меньше времени, чтобы добиться доли в 5 процентов от общего числа розничных продаж в США, и с использованием гораздо меньшего капитала, чем Walmart», – говорит Роберт Бакленд из Citigroup. Однако технологические компании также полагаются на капитал. Бакленд отмечает, что капитальный бюджет Amazon на следующий год в два раза больше, чем у ExxonMobil. Meta уже потратила целое состояние на создание платформы виртуальной реальности, которую все еще не оценили инвесторы. Прибыльность Netflix снизилась из-за увеличение его расходов на контент.

Маск воспользовался ситуацией

Способность контролировать капитал и эффективно его использовать стала фактором, отличающим корпоративную деятельность в новую эру высоких процентных ставок. Раньше нефтяные компании славились тем, что тратили большую часть своей прибыли на разведку. Но давление со стороны акционеров с целью повышения рентабельности вложенного капитала, а также стереотип, связанный с новыми инвестициями в ископаемое топливо, подняли планку, когда дело доходит до использования капитала. В наши дни именно технологические гиганты тратят большую часть своих денежных потоков на акционерный капитал. Дисциплина зрелых технологических компаний стала решающим фактором их эффективности.

В более широком смысле, увеличение стоимости финансирования даст толчок для существующих компаний во всей экономике. Когда капитала много, почти любое предприятие может получить от инвесторов огромные деньги. Основатель и генеральный директор Tesla Илон Маск воспользовался периодом обильного капитала и терпения инвесторов, чтобы выстроить электромобильную империю, которая представляет серьезную угрозу для General Motors и Ford. Сейчас такого капитала гораздо меньше, и компания, которая хочет быть следующей Tesla, не получит такой щедрой поддержки Это склоняет чашу весов в сторону компаний, которые могут получать деньги от инвестиций в устаревшие активы. Гиганты могут чувствовать меньшую угрозу со стороны небольших инновационных компаний.

Преимущество всего этого в том, что кролик технологий хотя и не очень медлителен, но уже не такой проворный, как раньше. Но черепахи старой экономики уже высунули голову из панциря. Тем не менее, самый странный бизнес-цикл в нашей жизни еще не закончился. Ожидайте больше сюрпризов.

The Economist, The Marker, «Детали». Фото: Эмиль Сальман

The post Экономическая турбулентность – 2020-2023: победители, проигравшие и что будет дальше appeared first on НЭП.

источник »

дальше экономическая года проигравшие 2020-2023 турбулентность победители