2018-5-11 07:16 |
Проект «Северный поток 2» сегодня называют яблоком раздора для Европы. И действительно, строительство новой ветки газопровода уже перессорило не только европейские страны, втянутые в проект, но и многие другие государства. А главной жертвой ситуации стала Украина. Еще недавно ЕС обещал ей свою поддержку, но в данный момент предпочитает занять в конфликте противоположную сторону. Но во что для Европы может вылиться этот внезапный переход на сторону Кремля?
Во-первых, реализация проекта «Северный поток 2» усилит зависимость стран Евросоюза от российского газа и от маршрута транспортировки, и энергетически изолирует регион Восточной и Южно-Восточной Европы. При том, что Российская Федерация уже неоднократно использовала тактику манипуляции поставками топлива. А поскольку сегодня Кремль смотрит на Европу, в первую очередь, как на союзника США, такое давление будет присутствовать обязательно.
Почему усилится зависимость? По предварительным подсчетам, две ветви нового газопровода будут иметь максимальную мощность поставок в 110 млрд. куб. природного газа. Поэтому Германия получит возможность транспортировки около 56 млрд. куб. российского топлива на энергетические рынки стран ЕС. Что увеличит долю российского газа, и без того значительную, на топливном рынке Европы.
Во-вторых, продолжится монополизация поставок газа в Европу, с учетом необходимости выполнения контрактов ПАО «Газпром». Строительство «Северного потока 2» связано с долгосрочными контрактами на поставку газа (т.н. система «бери или плати»). В условиях развития новой системы газоснабжения «Газпром» получит возможность делать то, что не разрешено большинству европейских предприятий: быть одновременно производителем, владельцем трубопровода и поставщиком.
Такие опрометчивые поступки приведут к тому, что доля Российской Федерации на рынке увеличится с сегодняшних 37% до как минимум 45%. Одновременно в чрезвычайно проигрышной ситуации окажутся Польша, Словакия, Венгрия, Украина, поскольку они будут вынуждены перенаправлять к себе тот газ, который будет поступать в Германию.
В-третьих, проект «Северный поток 2» подрывает энергетическое единство Европы. При этом удаление ГТС Украины из системы транспортировки российского газа в страны ЕС может вызвать серьёзную турбулентность в вопросе стабильности поставок.
Первым и главным следствием построения нового газопровода станет невозможность схемы «виртуального реверса». Российская Федерация через поддержку ее действий ФРГ показывает, что подлинного единства европейских стран нет; что любое правительство или любого европейского политика можно купить или коррумпировать; что частные вопросы отдельных стран ЕС могут стать важнее общего будущего Европы. Украина уже почувствовала на себе, что такое политический и энергетический шантаж Кремля — теперь на очереди наши западные соседи.
В-четвертых, реализация газопровода «Северный поток 2» нарушает, с правовой точки зрения, положения Третьего энергопакета ЕС через монополизацию рынка.
Что такое Третий энергетический пакет? Это часть законодательной базы ЕС, примененная к тому расстоянию морского участка газопровода Российской Федерации, который проходит через территориальные воды стран ЕС. Но правовое регулирование развития проекта не может подпадать только под действие морского права, в частности, «Конвенции ООН по морскому праву», поскольку его должны контролировать и правовые системы тех стран, через территорию которых проходит газопровод.
Так, согласно требованиям Третьего энергопакета ЕС, ПАО «Газпром» имеет право на контроль только 50% экспортных мощностей «Северного потока 2». Но Кремль может воспользоваться исключениями из Газовой директивы, разделить структуру проекта на оператора трубопровода и поставщика газа, создав подконтрольные себе энергетические компании, и таким образом увеличить свою долю во владении экспортными мощностями.
В-пятых, реализация данного проекта может спровоцировать обострение войны между Российской Федерацией и Украиной.
После строительства первой нитки «Северного потока» Российская Федерация аннексировала полуостров Крым. Поэтому, по прогнозам экспертов, вывод Украины из числа игроков на газовом рынке Европы теще больше развяжет Москве руки. И Украину, скорее всего, ожидает полноценная военная операция, с потерей еще большего количества территорий.
В-шестых, усилится пророссийская информационная кампания на территории ЕС, направленная на поддержку транспортных инициатив РФ. Но Россия в последние годы то и дело оказывается замешанной в скандалах, актах информационной войны и распространении ложной информации, выгодной Кремлю. Наиболее страдает от этих действий Украина, которой пророссийские и российские СМИ старательно навязывают образ ненадежного партнера и нечистого на руку транзитера — что совершенно не соответствует реальности.
Также с целью продвижения «Северного потока 2» компания «Нордстрим-2 AG» начала информационную кампанию в странах ЕС, активно используя лоббистов в национальных правительствах Еврокомиссии. Среди наиболее заметных фигур здесь – Себастьян Сасс, бывший пресс-секретарь РФ по вопросам коммуникации в рамках продвижения проектов «Северный поток 1» и «Северный поток 2».
В-седьмых, Москва рассматривает этот проект как элемент противодействия энергетической политике ЕС. Его цель — усилить противоречия между странами-потребителями и странами-транзитерами газа. Уже сейчас российская сторона активно использует все рычаги влияния на европейских чиновников, не гнушаясь ни запугивания, ни подкупа, ни шантажа.
В-восьмых, «Северный поток 2» никоим образом не служит диверсификации поставок газа в Евросоюз, и не обеспечит ЕС доступ к новым источникам топлива. На деле источник будет только один – Российская Федерация. Однако новый газопровод позволит Кремлю уже в ближайшее время после его запуска в разы увеличить поставки. И это при том, что и сейчас объемы предоставленного газа на 50% превышают реальные потребности Европы.
Для чего это делается? Цель одна – усилить и максимально продлить присутствие Москвы на газовом рынке Европы, и увеличить политическое влияние Кремля на ЕС. Именно для этого ПАО «Газпром» берет миллиардные кредиты и активно добивается строительства новых веток газопровода.
В-девятых, строительство газопровода «Северный поток 2» создает угрозу для экологии региона, через который пройдет труба. Представители природоохранных организаций предупреждают, что его строительство угрожает экосистеме Балтийского моря.
Но дело не только в этом. В Финском заливе сосредоточены 5 известных захоронений химического оружия и обычных боеприпасов. В самом Балтийском море насчитывается более 30 «кладбищ» — затопленных останков военных кораблей. Также в районе прокладки газопровода оказываются 5 полигонов для испытания оружия и проведения военных учений. Указанный регион, к тому же, может быть и местом недокументированного захоронения боеприпасов.
Также прокладка газопровода в территориальных водах Дании, Швеции и Финляндии может повлиять на популяцию рыб и объемы вылова рыбной продукции. А введение в эксплуатацию «Северного потока 2» предусматривает объемы выбросов СО2 на уровне 106 млн. тонн в год, что равно по объему годовому загрязнению, выделяемому всей Швецией.
Вот она – неутешительная реальность существования «Северного потока 2». Энергетическое и политическое будущее Украины и Европейского Союза находится под угрозой. И надо сделать все возможное, чтобы плохие прогнозы не оправдались.
Мила Рухман — специально для сайта «Детали».
Об авторе: Мила Рухман — старший аналитик в «Center for security and development solutions», г. Киев, Украина
источник »