Дети и нищета: реальность, которую никто даже не пытается исправить

Дети и нищета: реальность, которую никто даже не пытается исправить
фото показано с : nep.co.il

2023-1-22 17:00

Мне было всего два годика, когда я вышла за пределы двора при родительском доме – погулять самостоятельно. Шла "уточкой", а может и босиком, не помню - никто не обращал на это внимания. Я была одной из восьми детей, так что мне трудно сосчитать количество «чудес» и «почти», сопровождавших меня по жизни. В каждой поездке кто-то терялся – то забывали в автобусе, то он задержался возле клетки в Библейском зоопарке... Мобильных телефонов не было, и когда моего брата забыли в такси-минивэне, пришлось провести настоящее детективное расследование, чтобы отыскать того водителя и вернуть пропажу.

Тогда я, двухлетняя, вышла на улицу в Иерусалиме. На меня по узкой проезжей части мчался белый автомобиль. С визгом тормозов он в самый последний момент остановился. Моя голова была не выше ее бампера. Водитель вышел, потрясенный до глубины души. Почему я об этом знаю? Потому что он вернулся короткое время спустя и принес мне подарок – игрушку, в которой маленьких пластмассовых рыбок надо было ловить на удочку с магнитиком.

Я не помню, почувствовала ли близость смерти, увидев бампер у своего лица. Но я точно помню ощущение счастья от этой игрушки. Не думаю, чтобы у меня было еще что-то, принадлежащее лично мне, даже спустя годы после этого.

Прошло время. И вот я, взрослая, стою на остановке возле завода «Кока-кола» в Бней-Браке. Из автобуса выходит мальчик лет 6-ти, ведя за руку другого, не старше двух лет. Я вздрагиваю, когда они спокойно начинают пересекать запруженную машинами улицу. Но перейдя и отдалившись от проезжей части от силы на метр, старший высвобождает руку, чтобы сосредоточиться на «кубике Рубика», и малыш начинает идти в обратном направлении – к дороге. Я подскакиваю, чтобы броситься к ним, но в этот момент старший поднимает глаза на малыша, кричит «Нет!», подскакивает, снова берет его за руку. И они скрываются из глаз.

Такие истории – удел в первую очередь многодетных семей, большинство которых имеют низкий социо-экономический статус. В течение последних месяцев я собирала множество данных из разных источников, – ЦСБ, ЦАХАЛа, полиции, минпроса, организации «БэТерем» и Совета по правам ребенка, - стараясь понять, какие опасности подстерегают детей Израиля. И получившаяся картина мрачна.

Когда «почти» становится трагедией? Статистика рисков

Какова вероятность, что ребенок в Иерусалиме может пострадать в ДТП, девочка в Тират-Кармель подвергнется изнасилованию, а мальчик в Лоде станет жертвой насилия со стороны взрослого? Все параметры, которые удалось собрать, показывают, что дети, живущие в бедных городах, находятся в группе риска. Если сравнивать, то наибольшему риску подвержены дети в арабских населенных пунктах, следом – в ультраортодоксальных, и затем – в периферийных.

Треть населения Израиля – дети и подростки в возрасте до 18 лет, их около 3 миллионов. Каждый третий из них, по последним данным, живет в бедности. Но важно понять, что приводит эти семьи под определение бедных.

Первая причина: родители, испытывающие трудности в получении дохода. Таких нуждающихся среди арабов больше всего в Тайбе, а среди евреев – в Кирьят-Гате и Эльаде.

Второй критерий – родители, признанные бедными из-за дисфункций, собственных или у их детей. Таких больше всего в Тире у арабов (15.9 на каждую тысячу жителей) и в ультраортодоксальных Эльаде (10.3 на 1000 жителей) и Бейтар-Илите (8.3 на 1000 жителей) у евреев.

Третья причина – родители, склонные к насилию. Лидируют Тайбе (3.08 на 1000 жителей) и Кирьят Ям (2.8 на 1000 жителей). Другие наименее благополучные места по этому параметру – Умм Эль-Фахм, Кафр-Касем, Эльад, Тель-Шева.

Чтобы вывести еще один параметр – насколько высок риск, что ребенок подвергнется насилию со стороны взрослого, мы запросили в полиции данные по открытию уголовных дел за последний годы по этому виду преступлений. Правда, дело открывают, только когда кто-то подал жалобу, а во многих случаях жертвы семейного насилия вообще не знают, к кому обратиться, так что список не вполне точен, но если все же ориентироваться на этот показателю, то наихудшими населенными пунктами Израиля по уровню насилия над несовершеннолетними можно считать у арабов Джаср а-Зарку (открыто 51.1 дел на каждые 10.000 жителей), а у евреев Ор Иегуду (49.9 дел на каждые 10.000 жителей). Плохи дела также в Эйлате, Ноф ха-Галиль, Азуре, Бат-Яме, Сдероте и Ор-Акиве (здесь 22.4 открытых дела на каждые 10.000 жителей).

Чтобы выяснить, в каком городе творится больше преступлений на сексуальной почве, мы проверили места жительства преступников, попавших в тюрьму (о полном масштабе этих преступлений тоже узнать нельзя). Среди арабских населенных пунктов хуже всего дело в Джаср а-Зарка, Кафр-Манде и Карансуа, среди еврейских по числу осужденных преступников «лидируют» Бейтар-Илит, Димона, Тверия, Цфат, Модиин-Илит, Кирьят-Шмона и Эльад.

Главная причина высокого уровня преступлений на сексуальной почве в ультраортодоксальных городах, видимо, кроется в сочетании крайнего консерватизма и скромности - с нехваткой сдерживающих инструментов и готовностью общин покрывать и защищать "своих". В последние годы, впрочем, наметилось улучшение: все больше молодых людей отказывают молчать. Помимо ортодоксальных, это и другие бедные города, где детей больше, системы образования слабее, а службам соцобеспечения не хватает бюджетов и они не справляются с объемом работы.

Больше всего дорожных аварий, в которых страдают дети и подростки, случается в арабских населенных пунктах. Их 19 до того, как в перечне появляется первый еврейский (это Кирьят-Ям). В Джудейда-Макр из каждой тысячи подростков 6 становились жертвами ДТП, а в Кирьят-Яме, Кирьят-Шмоне, Бейт-Шеане, Тверии, Акко, Нагарии - двое или немного больше.

Помимо аварий, от разных случайно полученных травм в мире ежедневно гибнут 1500 детей, а в Израиле – 124 ребенка в год, в среднем, плюс еще 26 тысячи нуждаются в госпитализации. В местах с низким социо-экономическим статусом риск погибнуть от таких происшествий в 1.5 раза выше, чем в городах побогаче. Самая высокая детская смертность от несчастных случаев зафиксирована организацией «БеТерем» в бедуинских поселках Хура, Сегев Шалом, Тель-Шеве, Рахате и других. После идут арабские Кафр Касем, Тайбе и Умм эль-Фахм, а в еврейском секторе город с максимальным риском такого рода – снова Бейтар-Иллит.

«Если семья находится в сложной экономической ситуации, вся окружающая ее среда менее безопасна, - говорит Эйнат Саги Альфаса, глава отдела в организации «БеТерем». – Например, если родителям приходится выбирать, купить ли еду или установить оконные решетки, они выбирают еду. Кроме того, такие люди часто менее чувствительны, а значит, и безопасность детей не всегда возглавляет их приоритетах – на первое место выходят потребности выживания».

В последний год, по ее словам, участились случаи, когда младенцы тонут в ванных или ведрах. В основном, на периферии. «У младенцев в возрасте от 0 до 4 лет центр тяжести находится в верхней части тела, - поясняет Эйнат. – Наклонившись [над водой], чтобы посмотреть или понюхать, они просто падают вниз головой [и тонут]. Это ужасно».

В бедуинских поселках дворы не отделены от дорог. А кварталы ультраортодоксов очень густо населены.

Меньше денег – меньше здоровья

Мы также изучили аспекты здоровья. По данным минздрава, абсолютное большинство городов и поселков, в которых многие дети страдают избыточным весом, относятся к 5-му или ниже кластерам по социо-экономическому развитию (проще говоря, эти населенные пункты бедны). В Джудейда-Макр лишний вес замечен у 63% первоклассников! На втором месте Акко – 51%. В Бака аль-Гарбия ожирением страдают 50% первоклассников, в Ноф ха-Галиль и Хайфе по 46%. Можно предположить, что причины – в недостаточной информированности о важности правильного питании и нехватке средств на более здоровые и, соответственно, более дорогие продукты.

Эксперты и профессиональная литература называют еще несколько косвенных рисков жизни в бедности: чаще случаются преждевременные роды; чаще могут родиться дети с малым весом; выше оказывается уровень младенческой смертности. Разумеется, и срочные медицинские услуги в бедных населенных пунктах хуже, чем в богатых.

Все эти выводы не удивят специалистов. Израильская периферия, социальная и географическая, давно страдает от недостатка внимания к ее проблемам. Израильские правительства вспоминают о них перед выборами, а политика некоторых кабинетов лишь усиливает неравенство - когда оставляют на голодном пайке систему здравоохранения, отказывают в инвестициях арабскому сектору, или когда политики предпочитают раздавать пособия, а не вкладывать средства в образование.

Все эти цифры лишь дополняют схожую картину по сравнению получающих аттестат зрелости, поступающих в университеты или покидающих школы...

Есть те, кто предпочел бы, чтобы мы думали: это – судьба. Или что их родители «сделали неверный выбор». Или даже что в этом - их собственная вина. Скажут, что такова реальность любого общества, что это данность.

Но на самом деле ни один родитель и ни один ребенок не виноват. Кто не предпочел бы растить своих детей в Савьене или Раанане, Тель-Авиве или Модиине? Однако жить в местах, которые наше исследование выявило как наиболее безопасные, для них слишком дорого. Родители из низших социально-экономических слоев не могут себе этого позволить. Они остаются на периферии, потому что нет другого выбора. А там уже начинается «предопределенная» судьба их детей – с худшими школами, более слабыми клиниками, меньшей соцзащитой и ветхой инфраструктурой. Результат – в цифрах, которые мы привели.

Чтобы начать решать проблему, не нужно собирать многочисленные комиссии и изобретать велосипед. Путь этот начнется со смелого решения изменить приоритеты и ввести дифференцированное бюджетирование - например, давать слабым местным властям больше, чем сильным; рассредотачивать государственные квартиры в том числе по экономически-устойчивым городам и новым жилым проектам; вливать средства в восстановление инфраструктуры также арабских городов, и т.п.

Эти деньги могут спасать жизни.

Шира Алек, «Либерал». Фото: Томер Аппельбаум

The post Дети и нищета: реальность, которую никто даже не пытается исправить appeared first on НЭП.

источник »

никто исправить дети пытается реальность которую нищета