2018-7-21 14:22 |
Перенесемся в будущее. Итак, время: июль 2030 года. В полночь 70-летний мужчина, страдающий сердечной недостаточностью, ишемической болезнью сердца, диабетом, гипертонией и почечной недостаточностью, прибывает в отделение неотложной помощи крупной больницы в центре страны. Его семья сообщает, что помимо всего этого у него высокая температура, одышка, боли и признаки апатии.
Через несколько минут пациента протестировали с использованием новых технологий, внедренных в отделение неотложной помощи: специальные 3D-очки, мини-роботы, внедряемые в организм, и специальные датчики, прикрепляемые к пальцу, вместо анализа крови. Вскоре его переводят в отделение внутренних болезней, где уже знают, как правильно его лечить — в соответствии с тяжестью его состояния здоровья. Но здесь проявляется первая проблема: все отделения внутренних болезней переполнены, как всегда, и пациента приходится положить в коридоре, пока в одной из палат не освободится место.
То есть мы уже в 2018 году — но ничего не изменилось. Является ли этот сценарий реальным, или через 12 лет ситуация во внутренних отделениях изменится к лучшему? Будут ли и в будущем эти отделены переполнены при острой нехватке медперсонала? И опять больных будут помещать в коридоре в ожидании свободного места?
Начнем с конца: научно-технический прогресс – это замечательно. Технологические инновации способствуют увеличению продолжительности жизни, а зачастую и улучшению качества жизни, а также быстроты диагностики. Но зависит ли медицина исключительно от технологий? Какое место остается для человеческого разума и опыта, способного решать сложные проблемы, особенно там, где нужны человечность и сострадание? И как возможно, чтобы отделения внутренних болезней, которые являются основой всех больниц и которые уже лечат около 330 тысяч пациентов в год, всеми забыты и заброшены? Они остаются далеко позади, им не хватает надлежащих средств, а администрация больниц не отдает им предпочтений ни в чем.
Чтобы найти ответы на эти вопросы, я советую сделать шаг назад и представить себе, как будут выглядеть пациенты в будущем, будут ли их потребности отличаться от потребностей современных пациентов? С этой точки зрения, похоже, в будущем будет несколько групп пациентов.
Первая группа состоит из сложных пациентов — с некоторыми хроническими заболеваниями и острыми медицинскими проблемами одновременно. Лечение этих пациентов требует взаимодействия различных медицинских профессий, таких как ортопеды, врачи по внутренним болезням, специалисты по диабету, кардиологи, инфекционисты и нефрологи. В дополнение к этому, пациенты нуждаются в комплексном лечении с участием квалифицированных медсестер, физиотерапевтов и диетологов. Комплексные пациенты — это растущая группа пациентов в отделениях внутренних болезней, и им нужен медицинский директор, который будет руководить всем процессом лечения и координировать взаимодействие различных специалистов и врачей.
Во второй группе будут находиться пациенты с острыми медицинскими проблемами, такими как пневмония, острые воспаления мочевых путей, пациенты с обострениями хронических заболеваний на фоне инфекционных заболеваний или дисбаланса (например, в случае сердечной недостаточности). Этим пациентам не требуется длительная госпитализация, они могут лечиться дома при помощи дистанционного медицинского наблюдения и частых визитов на дом медицинского и сестринского персонала под руководством отделения внутренних болезней больницы в соответствии с поставленным диагнозом.
Третья по счету и довольно большая группа пациентов включают неизлечимо больных и гериатрических пациентов. Обратить процессы невозможно, им требуется только поддерживающая терапия. Эти пациенты ощущают на себе этот парадокс инноваций, потому что им в первую очередь требуются те две функции, которые технология вряд ли когда-нибудь сможет им обеспечить, это сострадание и терпение.
Есть область медицины, где технологии, какими бы передовыми они ни были, не дадут идеальных решений проблем. И это область лечения внутренних болезней. Проблема заключается в том, что с годами повышается эффективность работы, возрастает стремление к быстрой диагностике и лечению, но итог остается неизменным. С одной стороны, сильная перегруженность, которая наносит ущерб качеству медицинского обслуживания, и связанное с этим переутомление медицинского персонала, с другой стороны нет технологий, которые ускорят выздоровление, для восстановления пациента все равно требуются время, критическое мышление врача, человеческое понимание и профессиональная мотивация медперсонала. Трудно представить себе медицинскую систему без человеческого сопереживания, так же, как трудно представить себе робота в роли управляющего больницей.
2030 год уже не за горами, и выводы ясны. Во-первых, необходимо срочно и в сотрудничестве с Министерством здравоохранения признать отделения внутренних болезней самыми приоритетными для прогресса, инвестиций, оптимизации и совершенствования системы общественного здравоохранения. Во-вторых, необходимо инициировать вместе с министерством процесс, который определит четкие протоколы госпитализации различных больных и потребности различных отделений по ставкам медперсонала и медицинскому оборудованию. В-третьих, следует развивать культуру консилиумов и профессиональных дискуссий по поводу лечения в отделениях внутренних болезней, чтобы повысить качество лечения в комфортной, поддерживающей и спокойной атмосфере. И, самое главное, загруженность больниц не должна превышать 100%, пациентов в коридорах быть не должно.
Авишай Элис, «ХаАрец»
Профессор Авишай Элис является председателем Израильской медицинской ассоциации по лечению внутренних болезней, заведующим третьим отделением внутренних болезней больницы Бейлинсон, медицинский центр Рабина
Фото: Нир Кафри
источник »