2018-5-6 15:38 |
В последние десятилетия Иран пытается превратиться в научную сверхдержаву. Продуктивность научных исследований в этой стране выросла на тысячи процентов.
20 лет назад Израиль был ведущей страной на Ближнем Востоке (и одной из ведущих в мире) по объему исследований. Однако с тех пор Израиль опустился на четвертое место. На первом теперь Иран, далее Турция и Саудовская Аравия.
Иран опередил нас по количеству научных публикаций по физике, биологии, химии, менеджменту и другим дисциплинам. Исламская республика лидирует в сферах, в которых определяющим показателем является количество статей. Средний уровень исследований в израильских университетах пока выше, но не исключено, что Иран и другие в ближайшие годы сократят отставание и по качеству работ.
Шесть лет назад профессор Ури Кирш из Техниона впервые выступил в СМИ с предупреждением, что в тот момент, когда научные исследования в Израиле вступили в период застоя, Иран и другие страны Ближнего Востока бурно прогрессируют. С тех пор ситуация только ухудшилась.
По данным компании академической информации «Скупс», в 1996 Израиль занимал 18 место в мире по объему научных исследований (с упором на количественные показатели). Рядом с Израилем в рейтинге располагались Бельгия и Тайвань.
В 2016 году Израиль скатился на 33 место, а Иран занимал уже 16-е. За эти 20 лет продуктивность исследований в Израиле выросла на 75 процентов, но другие государства благодаря колоссальному увеличению инвестиций в науку добились более заметного продвижения. К примеру, в 1996 году Турция занимала в рейтинге 27 место, а в 2016 году стала уже 17-ой. Саудовская Аравия поднялась с 42 места на 32-е.
Возглавляют рейтинг по-прежнему США, там ежегодно публикуются в среднем 0.5 млн. научных статей. Китай в 1996 занимал 9-е место, теперь он на 2-м.
До 2003 года на Ближнем Востоке Израиль был безусловным лидером по количеству публикаций. В 2003 году нас опередила Турция, в 2008 – Иран, а в 2015 – и Саудовская Аравия.
Разумеется, количество научных публикаций коррелирует с численностью населения страны. В Израиле население 8.8 млн., в Иране – 80 млн. И все-таки до определенного момента Израиль был далеко впереди: в 1996 в Иране было опубликовано 960 научных статей, в Израиле – 10 тысяч.
Но сейчас в Исламской республике публикуется 41 тысяча статей в год – в 2.5 раза больше, чем в Израиле.
Как уже сказано, по качеству исследований Израиль по-прежнему опережает все страны регионы, да и в мире, в целом, наша позиция высока. Израиль также безусловный лидер по количеству цитирований статей наших ученых. Но вот в столь важной сфере, как ядерная физика, мы уже отстаем, хотя еще недавно возглавляли гонку. В 1996 израильские исследователи опубликовали 219 статей, а иранские – только 27. Сейчас Иран публикует 455 материалов за год, а Израиль с 315 публикациями – только на третьем месте, нас обошла и Турция.
Бывший депутат кнессета, профессор Мануэль Трахтенберг отмечает: «Мы говорим о противостоянии Ирану, но не обращаем внимания, что для успеха нам надо добиться существенного прогресса в образовании. Иран стремительно превращается в научную сверхдержаву».
«Конечно, речь пока идет в первую очередь о количественных критериях, а количество далеко не всегда и не сразу переходит в качество, но Иран, похоже, твердо намерен продолжать вкладывать большие средства в образование, а также в исследования по физике, химии, аэронавтике, инженерным дисциплинам. У нас есть только один путь – увеличить инвестиции в образование и в науку», — добавил Трахтенберг.
В количестве публикаций по биохимии, генетике и молекулярной биологии Израиль занимал первое место с большим отрывом, а Иран был только пятым. Сейчас Иран лидирует, а Израиль — третий (впереди еще и Турция).
По инженерным наукам в 2016 году в Иране опубликовано 12 тысяч статей, а в Израиле – 2.2 тысяч.
В гуманитарных науках, искусстве и культуре Израиль по-прежнему занимает первое место на Ближнем Востоке. В исследованиях по экономике Израиль был раньше лидером, теперь нас опередили Иран и Турция. 20 лет назад еврейское государство было впереди всех по кибернетике, а теперь мы на четвертом месте — после Ирана, Катара и Турции.
Лиор Датель, The Marker. Д.Н. Фото Eyal Tueg