2019-7-13 07:10 |
Звание «человек недели» может быть с полным основанием присвоено мэру Рамат-Гана Кармелю Шама-Хакоэну: на заседании городского совета он утвердил решение о работе общественного транспорта по субботам. Правда, на данный момент речь идет о пилотном проекте, рассчитанном на три месяца. Автобусы будут подбирать пассажиров на центральных городских улицах, и доставлять их на берег моря и к местам развлечений в Тель-Авиве. Элементарно просто и отвечает запросам горожан. В Израиле съездить на море в субботу – привилегия тех, у кого есть личный автомобиль, деньги на такси или жилье, расположенное в нескольких минутах ходьбы от пляжа. Следовательно, предпринятый шаг может быть охарактеризован как человеческий, социальный и даже еврейский. Более того, налицо и некий плюрализм: кто хочет – едет, кто не хочет – не едет.
Потому что светского принуждения не существует, есть только религиозное принуждение. Светское принуждение начнется тогда, когда кого-то заставят поехать в субботу или отведать квасного на праздник Песах. Но этого никогда не случится. Светские люди не навязывают свое мировоззрение другим, они лишь сражаются за свою свободу. Они не согласны с тем, что религиозные люди и их вожди навязывают им свои законы, обычаи и запреты, противоречащие образу жизни светских людей и их менталитету.
Безусловно, далеко не все светские сражаются за свои права. Некоторые из них бездействуют, они ослаблены, смущены, их гложет чувство вины и неполноценности. Есть также немало троянских коней и полезных идиотов. Но борьба с религией имеет большие шансы на успех по простой причине: значительная часть израильтян – не религиозна. Многие их них просто заброшены на обочину и приносились в жертву на протяжении многих лет на алтаре политических интересов.
Демократический порыв Шамы-Хакоэна был одобрен большинством голосов: 15 – «за» и 6 – «против». Собственно говоря, результаты голосования отражают сегодняшнюю картину жизни такого города, как Рамат-Ган. Оппоненты могут взывать к небесам. Лидер оппозиции Авиягу Бен-Моше, чтобы усилить эффект, использовал мегафон, громогласно обращаясь к мэру: «Меня интересует, почему вы вдруг озаботились вопросом, которого не хотят касаться ни правительство, ни Кнессет… Вы – не премьер-министр, вы – просто-напросто мэр».
Но в том-то и дело. Правительства не особенно беспокоятся о благополучии светских, поскольку зависят от ультраортодоксальных и религиозных деятелей, а также предпочитают спасаться от внутренних проблем бегством в такие сферы, как иностранные дела и безопасность; мэры намного ближе к гражданам, а, стало быть, и к самой жизни. Здесь нет политики, здесь нет и разницы между правыми и левыми. Шама-Хакоэн и Рон Коби, который решился на подобные революционные изменения в Тверии – люди Ликуда. Их подход – практичен, взгляды – либеральны, они кажутся куда релевантнее, чем те, кто жалуется на то, что «у израильского секуляризма нет идеологической глубины» или что в новой книге основателя светского форума нет упоминаний Фукидида и Еврипида. Нет необходимости в большой концептуальной глубине, чтобы бороться за то, чтобы никто не лез в нашу тарелку, учебники, брачные союзы и личную жизнь. Также не нужно, чтобы Фукидид занимался общественным транспортом в субботу; и нет нужды в Еврипиде, чтобы предотвратить закрытие супермаркетов в субботу. Необходимы только внимание и сознательность.
Ключ к успеху в борьбе с наступлением на позиции светского населения – решимость. Нулевая терпимость, ноль компромисса, ноль лести. Другая сторона понимает только силу и не стесняется ее использовать. Ей, похоже, всегда нужна вся рука, после того, когда ей дали палец или два. Когда во время месячника гордости, проводимого ЛГБТ-сообществом, в Рамат-Гане подожгли несколько радужных флагов, Шама-Коэн приказал вывешивать десять флагов вместо одного сгоревшего. Это и есть решимость, это и есть истинно лидерство. Кроме того, мэр уволил начальника муниципального отдела еврейской культуры после того, как тот запретил девочке петь на сцене во время празднования Дня независимости, определив это как бескультурье и антииудаизм.
Светские люди должны аплодировать ему и Коби и требовать, чтобы другие мэры тоже шли этим путем. В то же время, нужно бросить все свои силы на национальную арену, в общественное пространство. Мы наблюдаем, как подстрекательство распространяется в армии, в системе образования и в больницах, потому что существует публика, которой можно приказывать и навязывать различные запреты. Пришло время для контратаки.
Ури Мисгав, «ХаАрец» М.К. В. На снимке: Кармель Шама-Хакоэн. Фото: Офер Вакнин.
источник »