2019-4-21 07:10 |
После вступления Израиля в «Группу разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег» (ФАТФ), министерство юстиции начнет вносить изменения в законодательство в соответствии с требованиями международной организации. Изменения затронут, в первую очередь, аудиторов, от которых до сих пор требовалось только провести процесс идентификации своих клиентов. Как ожидается, в скором времени на их плечи ляжет обязанность сообщать о подозрительных транзакциях, но этим дело не ограничится.
ФАТФ является межправительственной организацией, созданной для выработки и введения коллективных мер борьбы с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма. Она учреждена в соответствии с решением саммита «большой семерки» в Париже в 1989 году, в настоящее время в ФАТФ входят 35 участников, большинство из которых входят в G20.
Решение о принятии Израиля в группу основывается на результатах отчета, согласно которому Израиль является одной из трех ведущих стран мира с точки зрения эффективности борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Всего 16 лет назад Израиль входил в черный список организации, но после принятия в 2002 году закона о запрете отмывания капитала и создания Управления по борьбе с отмыванием капитала Израиль вышел из черного списка, и с тех пор превратился в одну из ведущих стран после США и Великобритании в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.
Несмотря на высокую оценку, ФАТФ высказывает критику в адрес Израиля по поводу нежелания распространить действие этого закона на риелторов, продавцов драгоценных металлов, поставщиков услуг компаниям и опекунов.
На данном этапе обязанность сообщать в Управление по борьбе с отмыванием капитала о подозрительных транзакциях и действиях клиентов лежит только на банках и финансовых учреждениях, включая пункты обмена валюты, но уже в скором времени подобная обязанность ляжет на плечи многих поставщиков услуг. Как ожидается, адвокаты и аудиторы также должны будут сообщать о клиентах, которых заподозрят в действиях, направленных на отмывание капитала.
Но и этим, судя по всему, дело не ограничится. К такому выводу можно прийти, основываясь на предписаниях Минфина России (В 2002 году Россия была исключена из «черного списка» ФАТФ, а с 2003 года является ее полноправным членом). Еще в прошлом году в России было законодательно закреплено требование к аудиторам и юристам сообщать о подозрительных клиентах в Росфинмониторинг, и подобное уведомление не считается нарушением аудиторской тайны.
18 марта этого года был принят новый закон, накладывающий на аудиторов дополнительные обязанности. Согласно новым требованиям законодательства, аудиторы, осуществляющие операции по поручению клиента, начнут замораживать средства при подозрении в отмывании преступных доходов, а также при внесении в список причастных к терроризму и экстремизму. Несколько дней назад Минфин РФ направил письмо, в котором аудиторам предписывается блокировать средства подозрительных клиентов. В предписании говорится, что аудиторы обязаны заморозить средства или иное имущество клиента не позднее одного дня с даты его включения в перечень лиц, причастных к экстремизму и терроризму. Но блокировка коснется и тех, кто не включен в этот список, но признан подозрительными межведомственной комиссией.
Олег Каль, НЭП. К.В. Иллюстрация: Pixabay
источник »