2018-5-29 13:46 |
Как измерить благосостояние израильтян? Как сравнить его с соответствующими показателями других стран? Этими непраздными вопросами задались в израильском Министерстве финансов и на прошлой неделе опубликовали отчет, посвященный этой проблеме.
А не праздные они потому, что Израиль раздражающе последовательно отстает от других развитых стран по общеизвестному показателю, а именно – по ВВП на душу населения. Темпы экономического роста Израиля — значительные, но если принять в расчет довольно быстрый рост населения, то результаты не впечатляют. Более того, нет пока и особой надежды на то, что в обозримом будущем что-то изменится: темпы прироста ВВП на душу населения в развитых странах выше израильских. Попросту говоря, это означает, что хотя уровень жизни в Израиле и растет рост этот медленнее, чем в других странах, на которые хотелось бы и нужно равняться.
В министерстве финансов решили «взять другой глобус» и применить другой индекс, а именно –«Consumption Equivalent Welfare» (CEW). Этотиндексв 2016 году разработали Чад Джонс и Питер Климов из Стэнфордского университета. Предложенный ими индекс учитывает четыре параметра: уровень потребления, продолжительность жизни, свободное время и экономическое неравенство.
Стоит обратить внимание на то, что это именно «потребительский индекс» — его составители и министерство финансов не прячутся за расплывчатыми определениями качества жизни, включающими субъективный уровень удовлетворенности жизнью жителей тех или иных стран, в индексе CEWничего подобного индексу «Валовое национальное счастье» (есть и такой), который учитывает моральные и психологические ценности.
К примеру, «Consumption Equivalent Welfare»принимает в расчет продолжительность жизни только потому, что чем дольше живет человек, тем больше он потребляет, и у параметра «свободное время» — то же назначение: чем больше у человека свободного времени, тем больше он потребляет. Ну а уровень экономического неравенства учитывается для того, чтобы уйти от «среднего», неизбежно получающегося при делении чего угодно на что угодно – этим страдает и общеизвестный показатель ВВП на душу населения.
Что же показывают расчеты? Что уровень благосостояния израильтян, измеренный индексом «Consumption Equivalent Welfare» последовательно растет и приближается к усредненному показателю для стран ОЭСР. Если в 2014 году (в Минфине отследили динамику показателей за 20 лет, с 1995-го по 2014 год) ВВП на душу населения был равен 87% от такового в ОЭСР, то CEW – 92%. Получилось так, потому что продолжительность жизни в Израиле сравнительно велика, и относительно высок уровень потребления. Израиль и вообще, возможно, вплотную бы приблизился к ОЭСР по измеренному таким образом уровню благосостояния, но подвели высокое неравенство и свободное время, которого у израильтян меньше, чем в других развитых странах.
Возьмем, к примеру, США. В 2014 году ВВП на душу населения в Израиле составлял менее двух третей от американского показателя — 63,5%. А вот уровень благосостояния, измеренный по методике «Consumption Equivalent Welfare» дает гораздо более благоприятный результат –74,1%. Потому что в Израиле живут, в среднем, дольше, чем в США (соответственно, 82,2 и 78,7 года), а экономическое неравенство ниже (соответственно, 36,0 и 37,8 по индексу Джини). Кстати говоря, экономическое неравенство в Израиле медленно, но все же сокращается, и это одна из причин, по которой в 2016 году израильский CEW повысился до 75,4% американского.
Показатель Израиля в сравнении с США был бы и еще выше, но в Израиле работают больше, чем в Америке: в Израиле, опять-таки в среднем, — 930 часов в год, а в США – только 820.
И все бы хорошо, но даже если взять на вооружение индекс «Consumption Equivalent Welfare», получается, что измеряемый им индекс благосостояния в Израиле 20 лет назад был выше относительно усредненного показателя для ОЭСР. Составители отчета в министерстве финансов объясняют это тем, что доходы израильтян сильно понизились в 2003-2005 годах, после кризиса «Дотком». Мало того, после мирового финансово-экономического кризиса в 2008 году рост благосостояния израильтян восстановился, но темпы этого роста все еще уступают, пусть и ненамного, темпам роста в ОЭСР.
Получается, что опять не получилось. Что даже если применить многообещающий «Consumption Equivalent Welfare», уровень благосостояния израильтян не только ниже, чем в странах ОЭСР, но и продолжает отставать, в первую очередь — за счет низкойпроизводительности труда, результат которой – низкие зарплаты.
С этим индексом, кстати, есть проблемы. Например, с его составляющей «свободное время». И дело не только в спорном исходном аргументе, согласно которому чем больше свободного времени, тем выше уровень потребления. Получается так, что чем выше безработица, тем больше свободного времени и, соответственно, тем выше уровень благосостояния …
Можно, конечно, отойти на сходные позиции, утверждая, что не хлебом единым, что в расчет следует принять множество дополнительных факторов, таких, например, как преступность, жилье, занятость, образование, защита окружающей среды, здравоохранение, безопасность, удовлетворенность жизнью, политическая стабильность, климат и так далее и так далее.
Но и эти позиции – слабые. Например, согласно Индексу качества жизни (quality-of-lifeindex), в 2013 году разработанному журналом «TheEconomist» и учитывающем большинство этих параметров, Израиль занял 20-е место, а согласно выдержанному в том же духе индексу ОЭСР (Better Life Index) – только 24-е.
Александр Дубинский, НЭП. Фото Борис Беленкин