2019-10-5 12:06 |
30 сентября в Сочи открылось очередное заседание международного "Валдайского клуба" - одного из ключевых форумов, которые инициирует Россия, чтобы вернуть себе роль интеллектуального лидера в решении глобальных проблем. Тема встречи - "Заря Востока и мировое политическое устройство". Дискуссии продлятся до 4 октября и коснутся многих горячих тем мировой политики и экономики. Но одна из самых горячих тем, которая фактически держит в напряжении всю мировую экономику - это торговая война между США и Китаем и то, что за ней может последовать.
На одной из первых сессий со своей точкой зрения выступила китайская сторона. Янь Сюэтун, декан факультета международных отношений Университета Циньхуа выступил с оригинальным видением сути проблемы. На его взгляд это противостояние носит не идеолого-политический, и даже не экономический характер, а чисто технологический.
var truvidScript = document.createElement('script'); truvidScript.async = true; truvidScript.setAttribute('data-cfasync','false'); truvidScript.type = 'text/javascript'; truvidScript.src = '//stg.truvidplayer.com/index.php?sub_user_id=567&widget_id=2529&playlist_id=1915&m=a&cb=' + (Math.random() * 10000000000000000); var currentScript = document.currentScript || document.scripts[document.scripts.length - 1]; currentScript.parentNode.insertBefore(truvidScript, currentScript.nextSibling);Сегодня, утверждает китайский эксперт, идеология уже не важна, как это было во времена холодной войны. Большинство элит и граждан в технологически развитых странах, таких как Китай и США, по-иному видят мир, но идеология не должна мешать ведению бизнеса без границ. Он апеллируют к мнению глобального потребителя и замечает, что "большинство людей хотят, чтобы их айфоны были как можно дешевле и работали хорошо, даже если это и означает, что идеологически разные страны, такие как Китай и США, должны работать вместе".
Далее, китайский эксперт переходит к критике либерализма, которая с одной стороны уже стала дежурной темой в мировом дискурсе, но не перестала быть актуальной. Вначале автор хвалит либерализм, который пережил холодную войну и стал доминирующей международной идеологией, укрепившей стратегическое сотрудничество между западными странами.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube"); });Но затем делает пассаж несколько неожиданный для исследователя из КНР, где коммунизм по-прежнему является официальной идеологией: "…с 2016 года либерализм постигла та же участь, что и коммунизм, когда Британия проголосовала за выход из Европейского союза, а Дональд Трамп стал президентом США".
Здесь интересна параллель между кончиной коммунизма, ознаменованной видимо распадом СССР и мировой соцсистемы и нынешним кризисом либерализма, признаками которого стали "брекзит" и Трамп. Это отчасти справедливо, указывать на проблемы либерализма в сильнейших странах Запада, тем более что Британия глубоко застряла в "брекзите", а Трамп конечно далек от образа либерала.
Эксперт указал и на другие признаки раскола в либеральном консенсусе. Великобритания стала вторым по величине оффшорным клиринговым центром юаня и присоединилась к китайскому Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций, а Германия, Франция, Италия и другие европейские государства последовали ее примеру. Европейские союзники Вашингтона публично противостояли торговым тарифам, военным расходам, игнорированию климатического кризиса и разрыву соглашения с Ираном. То же касается и Японии, которая при премьер-министре Абэ скорректировала свою позицию в отношении Китая от конфронтации до примирения.
Далее, Янь Сээтун переходит к главному тезису, о том, что первопричина торговых войны кроется вовсе не в отрицательном торговом балансе США, как это заявляет президент Трамп. На его взгляд, торговая война между США и Китаем сосредоточена на области высоких технологий. Это фактически подтверждает и сами США, когда правительство указало, что одной из важных целей торговой войны является защита интеллектуальной собственности Америки.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube_2"); });В 2018 году все конфликты между Китаем и Соединёнными Штатами были связаны с вопросами технического прогресса. США установили визовые ограничения для китайских студентов, изучающих науку и технику. Конфликт из-за китайского гиганта Huawei и его телекоммуникационного оборудования на глобальные сети 5G был по своей сути битвой за то, кто – китайские или американские компании – будет устанавливать стандарты для телекоммуникационных инноваций следующего поколения.
Далее, китайский эксперт еще более усилил акцент на то, что в наше время "не идеологическое превосходство является движущей силой политических решений, а скорее борьба за контроль над глобальными технологическими стандартами и превосходство в цифровой экономике".
Поэтому, он полагает, что будущее не за теми, кто предложит новую идеологию, а за теми, кто предложит новые технологии. И "поскольку нет никакого международного стандарта для появляющейся технологии, уроки истории предполагают, что тот, кто в состоянии контролировать стандарты, будет обладать властью в будущем"- добавляет он.
В экономическом плане быстрый рост цифровой экономики убеждает людей в том, что новые технологии важнее идеологии для защиты национальных интересов. За последние пятнадцать лет темпы роста цифровой экономики в 2,5 раза превышали темпы роста мирового ВВП.
googletag.cmd.push(function() { googletag.display("ros_inArticle_cube_3"); });Как считает китайский эксперт, результат стратегической конкуренции между Соединёнными Штатами и Китаем, скорее всего, определится тем, кто будет оказывает на мир более сильное технологическое, а не идеологическое воздействие.
Со своей стороны отметим, что новый китайский подход, который позиционирует внешнюю нейтральность и даже декларирует отход от коммунизма, весьма близок и нынешнему российскому курсу. Обе страны в своей внешней политике декларируют приоритет прагматизма над идеологией, что не мешает им пытаться оказывать свое влияние мир. Но если Россия, особенно раньше, делала это более прямолинейно, позиционируя себя как энергетическая сверхдержава, то китайцы, следуя своей традиции, делают это более изощренно.
Однако, если присмотреться к сути обеих режимов, то их вероятно сегодня можно было бы назвать "технологическим авторитаризмом". И они оба явно противопоставляют себя западным ценностям. Очень вероятно, что если ситуация будет и дальше развиваться в подобном направлении, то мир придет и к тому, что Юваль Харари определяет как "цифровую диктатуру".
Тезисы китайского политолога очень хорошо демонстрируют, какие аргументы в ее пользу мы можем еще услышать.
Владимир Поляк, "Детали". На снимке: остров Хайнань. Фото: Pixabay
источник »