2022-12-19 09:00 |
В апреле 1983 года, почти 40 лет назад, правительство Менахема Бегина приняло решение о строительстве атомной электростанции в Израиле. Уже тогда «мирное использование атома» вызывало опасения – после аварии на АЭС в Пенсильвании в 1979 году – но необходимость диверсификации источников энергии представлялась неотложной. Вследствие правительственного постановления в «Электрической компании был создан специальный отдел, который существует и по сей день. Однако к повторному рассмотрению этого вопроса правительство вернулось только в 2010 году. В 2013 году для его решения было создано специальное управление под руководством главного ученого министерства энергетики. Тем не менее, при производстве электроэнергии Израиль по-прежнему зависит от загрязняющего окружающую среду топлива.
Климатический кризис заставил правительство задуматься о практических шагах, направленных на создание атомной электростанции. В последнее время в министерстве энергетики ведутся интенсивные дискуссии по этому поводу. Действующий при Научно-исследовательском институте имени Шмуэля Неэмана Энергетический форум недавно опубликовал свои рекомендации относительно использования атомной энергии. В соответствии с ними, строительство АЭС в Израиле необходимо. В марте нынешнего года Банк Израиля также порекомендовал правительству «осторожно изучить возможность использования атомной энергии для производства электричества».
«При планировании АЭС необходимо самым тщательным образом изучить все вопросы техники безопасности, связанные, в том числе, с геологическими особенностями Израиля, - рассказывает главный ученый министерства энергетики Гидеон Фридман. – Но очевидно, что нам необходимо диверсифицировать источники энергии. Это со всей очевидностью доказывает нынешний энергетический кризис в Европе. Начиная с 2026 года, электричество в Израиле будет производиться только с помощью природного газа и солнечной энергии. Правда, электростанции, которые перейдут на газ, могут работать и на дизельном топливе, и на угле, однако этого недостаточно для их полноценного функционирования. В такой ситуации малейший сбой поставок топлива может привести к серьезному кризису. Даже не солнечную энергию мы не можем полагаться полностью. Извержение вулкана, например, влечет за собой двадцатипроцентное сокращение накапливаемой солнечной энергии в течение нескольких месяцев».
График перехода на экологически чистые энергоносители не соблюдается
Профессор Гершон Гроссман из Техниона возглавляет Энергетический форум при Научно-исследовательском институте имени Шмуэля Неэмана. По его словам, в отличие от прошлых лет, сейчас обсуждение вопроса о создании АЭС в Израиле приняло серьезный характер. Необходимость поиска альтернативных источников энергии стало насущной необходимостью. «Но, к сожалению, график перехода на экологически чистые энергоносители у нас не соблюдается, - отмечает Гроссман. – Страны, которые успешно решают этот вопрос, активно используют атомную энергию. Франция может служить классическим примером в этом отношении: 70% ее электричества производится на АЭС. Если это хорошо для Франции, это может быть хорошо и для нас».
«Современные реакторы 3,5 или четвертого поколения – эффективнее и надежнее своих предшественников, - рассказывает Гроссман. – До сегодняшнего дня все аварии на АЭС происходили из-за человеческих ошибок, а не из-за сбоя каких-то систем. В качестве наиболее известного примера можно привести катастрофу на Чернобыльской АЭС. Сегодня на атомных электростанциях используются, в основном, небольшие реакторы, максимально защищенные от человеческих ошибок. Я считаю, что строительство такой АЭС в Израиле абсолютно безопасно. Разумеется, я не имею в виду реакторы второго поколения. Именно они использовались и в Чернобыле, и на Фукусиме, и на Три-Майл-Айленд в Пенсильвании. Но реакторы третьего поколения и выше обеспечивают гораздо более надежную защиту».
Старые ядерные реакторы отличались повышенной мощностью и вырабатывали тысячи мегаватт электроэнергии, новые – производят не более 100-300 мегаватт. Соответственно, многократно сокращается и риск их использования. По словам специалистов, небольшой реактор можно разместить под землей на глубине до 100 метров. Для того, чтобы обеспечить функционирование такого реактора, нужно раз в несколько дет заправлять его ядерным топливом – и это все. Находясь под землей, он также будет защищен от вероятных обстрелов территории Израиля.
Может быть, через 20 лет
Однако в эти дни использование «мирного атома» вновь вызывает тревогу – на этот раз в связи с захватом Россией украинской Запорожской атомной электростанции. Это крупнейшая в Европе АЭС, вырабатывающая 5700 мегаватт электричества. Это больше, чем вырабатывают две крупнейшие электростанции Израиля вместе взятые.
«Запорожскую АЭС строили во времена Советского Союза, - говорит Гершон Гроссман. – Кто мог подумать, что когда-нибудь ее будут обстреливать ракетами? Но мы не собираемся создавать столь крупные атомные электростанции. Мощность АЭС в Израиле не должна превышать 100 мегаватт».
Экологические организации выступают против строительства АЭС еще из-за производимых ими ядерных отходов. Эти отходы нужно переправлять в другие страны, умеющие обращаться с ними и производить их захоронение.
«Необходимость производства электроэнергии не противоречит необходимости защиты окружающей среды, - говорит Гроссман. – АЭС не наносят никакого ущерба экологии, и существуют четкие соглашения по утилизации отработанного ими топлива. Собственно, именно из-за экологических проблем вопрос о создании атомных электростанций вновь встал на повестку дня. АЭС могут помочь в борьбе с глобальным потеплением».
Гроссман затрудняется сказать, когда в Израиле может появиться атомная электростанция. «Впервые об этом заговорили еще в 70-х годах и тогда АЭС рассчитывали построить за 10 лет, - рассказывает он. – Как мы знаем, этого не произошло. Но, может быть, через 20 лет в Израиле появится первая АЭС».
Исраэль Фишер, TheMarker, Д.Л.
The post 40 лет спустя после решения правительства: вопрос о создании АЭС в Израиле вновь на повестке дня appeared first on НЭП.
источник »