2018-9-29 08:00 |
28 сентября министр финансов Моше Кахлон написал в своем микроблоге в «Твиттере»: «Я побеседовал с Тали Плосковой (депутат от фракции «Кулану») по следам сообщений о возможном ущербе, который будет нанесен пенсионерам и пожилым людям. Этого не произойдет, пока я на дежурстве. Пенсионные выплаты не пострадают и, тем более, пособия по старости. Так же, как мы увеличили на миллиарды бюджет для пожилых людей, получающих социальную надбавку, так мы не допустим, чтобы ущерб был нанесен всем нашим родителям».
Человеку непосвященному может показаться, что назревает сокращение пенсий или пособий по старости (либо того и другого сразу), а министр финансов узнал об этом только из сообщений в СМИ. Поддержанный депутатом Плосковой, Моше Кахлон встал на защиту пожилых людей.
Но это для непосвященных, а их в «Твиттере» нет. Когда политик пишет что-либо в своем микроблоге, он либо ведет диалог с другими политиками, либо хочет донести информацию до журналистов. Так и в данном случае: Моше Кахлон сообщил, что он не готов к конфронтации с пенсионерами и Гистадрутом и выделит 200 млн. шекелей, необходимых для покрытия образовавшегося актуарного дефицита в старых пенсионных фондах. Проблема эта существует не первый день, но время принимать решение пришло и мало кто сомневался, что стремящийся сохранить образ социального министра финансов Моше Кахлон выберет именно такой вариант.
В принципе, именно Кахлон виновен в создавшейся ситуации. Старые пенсионные фонды оказались в глубоком дефиците, что вынуждает их уменьшить размер выплачиваемых пенсий почти на 1.000 шекелей в год. Причиной возникновения кризисной ситуации стал отказ правительства от повышения пенсионного возраста для женщин до 67 лет. Восемь пенсионных фондов были национализированы в 2003 году после того, как оказались в глубоком дефиците и возникли сомнения в их способности выполнить свои обязательства перед пенсионерами. Фонды подписали с государством соглашение о выделении государственной помощи, при этом пенсионные расчеты производились в соответствии с пенсионным возрастом 67 лет для мужчин и женщин.
В дальнейшем было принято решение, вопреки соглашениям, достигнутым в 2003 году, повысить пенсионный возраст для женщин всего до 64 лет, но и это решение на данном этапе не реализовано. Кнессет отложил решение о повышении пенсионного возраста для женщин, но при этом «забыл» увеличить объем необходимой помощи старым пенсионным фондам, в результате чего образовался дефицит в размере 1,5 процентов (почти 200 млн. шекелей в год). Cтарые пенсионные фонды не принимают новых, более молодых, членов, поэтому управляющие фондами вынуждены сокращать размер выплачиваемых пенсий. Речь идет о сокращении почти на 1,5 процента от пенсии или на 1.000 шекелей в год ретроактивно с начала 2018 года.
В чем виноват Моше Кахлон? Дело в том, что для решения проблемы актуарного дефицита фондов необходимо увеличить пенсионный возраст для женщин, а министр финансов категорически отказывается представить свою позицию по этому вопросу. Члены финансовой комиссии кнессета даже выразили недовольство тем, что «министр финансов прячется за спины сотрудников министерства, чтобы к нему “не приклеилась” тема повышения пенсионного возраста». При этом Кахлон осознает необходимость этого шага и даже предложил финансовой комиссии самой принять решение, но получил отказ, так как закон требует, чтобы министр финансов предложил свои рекомендации.
Именно поэтому в сообщении Кахлона нет ничего удивительного: выбрасывая на ветер 200 млн. шекелей (в год), принадлежащих налогоплательщикам, он предстает спасителем пенсионеров и освобождает себя от необходимости принимать непопулярное решение о повышении пенсионного возраста. Заботясь о своем образе и политической карьере, Моше Кахлон просто заметает проблемы под ковер, оставляя их тем, кто придет вслед за ним.
Нежелание Кахлона заниматься повышением пенсионного возраста для женщин не только усугубляет положение пенсионных фондов и «Битуах Леуми», оно наносит ущерб и самим женщинам, обрекая их на бедность после выхода на пенсию. Женщины выходят на пенсию в 62 года и живут в среднем до 84 лет. Мужчины выходят на пенсию в 67 лет и живут в среднем до 80 лет. Более низкие зарплаты, меньшие объемы ставок и выход в декретные отпуска становятся причиной огромной разницы в доходах между мужчинами и женщинами после выхода на пенсию. Недавно опубликованные результаты нового исследования, проведенного исследователями из Центра исследований социальной политики «Тауб», показывают, что доходы женатого мужчины, вышедшего на пенсию в возрасте 67 лет, на 61 процент выше, чем доходы замужней женщины, которая выйдет на пенсию в возрасте 62 лет. Но если та же женщина выйдет на пенсию в возрасте 67 лет, разница в доходах составит всего 15 процентов в пользу мужчины.
У повышения пенсионного возраста немало противников, включая политиков, но все их аргументы никак не решат проблемы роста продолжительности жизни и старения населения. Откупаться от назревающих проблем и «ставить затычки» можно до поры до времени, а потом придет время резать по живому. Но это придется делать другому правительству, может быть, даже с другим премьер-министром.
Юрий Легков, НЭП. Фото: Офер Вакнин