2018-2-14 14:36 |
Сразу скажу, что назвать «персональной» поправку 168 к налоговому кодексу, принятую в 2008 году и существенно расширяющую налоговые льготы, предоставляемые новым репатриантам и израильтянам, вернувшимся обратно, достаточно тяжело. Вне всякого сомнения, она была продавлена лоббистами, представляющими обеспеченных евреев, проживающих в диаспоре, под прикрытием поощрения «качественной репатриации», но персональной она точно не является.
В 2008 году, накануне празднования 60-летия Израиля, министр финансов Рони Бар-Он и министр Яков Эдри вышли с инициативой, которая — по их мнению — должна была стать революционной, а Яков Эдри так и заявил: «Этот план является историческим прорывом, который позволит многим евреям со всего мира и сотням тысяч израильтян за рубежом принять решение перебраться в Израиль, не опасаясь финансового ущерба». Абсолютно понятно сегодня и наверняка всем было ясно тогда, что к основной массе потенциальных репатриантов этот законопроект не имеет никакого отношения. Очевидно, что поправка должна помочь состоятельным евреям в построении налоговых схем, но ни понимание этого, ни критика со стороны организации OECD не остановила законодателя.
В рамках правительственного законопроекта был увеличен с 5 до 10 лет срок освобождения от налогов на доходы из-за границы, причем если до введения поправки 168 были освобождены лишь доходы от имущества, приобретенного до репатриации в Израиль, то поправка расширила льготы и на имущество, приобретенное после репатриации. Для владельцев действующих за границей фирм освобождение от налогов было продлено на срок до 10 лет со дня репатриации, причем были сняты все ограничения на срок существования бизнеса: если до поправки освобождение от налогов полагалось лишь на бизнес, существовавший минимум 5 лет до репатриации, то после ее принятия это ограничение исчезло.
И, конечно же, наибольшим абсурдом является то, что государство не только предоставило полное освобождение от подоходного налога практически на все виды доходов, получаемые новым репатриантом вне Израиля в течении 10 лет, но и предоставило полное освобождение от подачи отчетов о прибыли, доходах и недвижимости за границей. Подобный шаг несет в себе огромную пользу богатым евреям, проживающим в диаспоре, которые создают офшорные схемы для своего бизнеса. Израильское гражданство не освобождает их от необходимости выплачивать налоги на доходы в стране исхода, но для того, чтобы «наложить руку» на эти доходы, налоговые органы нуждаются в международном сотрудничестве. Которому поправка 168 и сует палку в колесо: у израильских налоговиков просто нет информации о деятельности новых репатриантов за границей, которой они могли бы поделиться со своими коллегами. Но зато у нового репатрианта есть израильский документ, подтверждающий освобождение от выплаты налогов. Нет никаких сомнений в том, что желание Израиля получить «качественную алию» сэкономило миллиарды зарубежным олигархам-евреям.
Что касается расширения срока освобождения от налогов на доходы из-за границы с 10 до 20 лет, который, якобы, пытались провести в 2013 году, то Налоговое управление вышло с подобной идеей еще в 2009 году, правда с определенными оговорками. Планировалось предоставить льготы только при значительных инвестициях в определенные отрасли промышленности. Как считается, программа была нацелена на богатых евреев, проживающих в Великобритании и хранящих капитал в налоговых гаванях. На фоне финансового кризиса власти туманного Альбиона ужесточили налоговую политику, и Израиль взвешивал воспользоваться возможностью. Но идея столкнулась с множеством проблем и так и осталась идеей.
Сегодня навряд ли у кого-либо есть сомнения в том, что поправка 168 несет в себе намного больше вреда для государства, создавая Израилю имидж налогового убежища для богатых евреев, чем пользы в поощрении репатриации. И тем не менее попытка отменить поправку не увенчалась успехом и в этом году.
Юрий Легков. НЭП. Фото пресс-служба полиции Израиля
источник »